29 октября участники межвузовской экспедиции «Великий Сибирский путь: побеждая пространство и сотворяя историю» возвратятся в точку отсчёта своего научно-практического проекта – в город Челябинск. Круг замкнётся: от столицы Южного Урала до Владивостока и обратно за 14 дней.
Челябинск – Курган – Омск – Новосибирск – Красноярск – Иркутск – Чита – Хабаровск – Владивосток. Города следуют один за другим, и каждая остановка несет множество новой информации, впечатлений и открытий.
Уже можно подвести промежуточные итоги, признав их вполне продуктивными. Во-первых, коллектив ежедневно пополняет материалами страницу соцсети «ВКонтакте», которую можно назвать мини-летописью Транссиба. Тут и карты, и старые архивные фото, интересные факты и исторические справки. Материалы поданы в увлекательной форме и, конечно же, согласно научному принципу историзма с упором на контекст эпохи. В частности, строительство Великого Сибирского пути было вызвано задачами модернизации Российской империи. Для знакомства с будущей транспортной магистралью цесаревич Николай Александрович в конце XIX века свершил своё знаменитое турне по Азии. В начальной истории Транссиба был даже свой исторический казус – во время путешествия на цесаревича было совершено покушение.
По пути следования в каждом городе значительную часть времени группа проводит в местных архивах и музеях РЖД, собирая ранее неопубликованные материалы о Транссибе. Для будущих историков подобный опыт «полевой» работы с первоисточниками является просто бесценным. Сами ребята шутят, что материала уже собрано на целую диссертацию! В любом случае, на ближайших научно-практических студенческих конференциях доклады историков ИМСГН о развитии этой железнодорожной инфраструктуры займут важное место.
В-третьих, экспедиция много внимания уделяет сбору визуального контента ключевых пространств и локаций экспедиции, в первую очередь, вокзалов. «Виртуальная» экскурсия в эти населенные пункты доступна всем посетителям сообщества в ВК. Судя по фото, несколько главных зданий железнодорожных станций напоминают… театры! Это во многом объясняется внешним видом построек, напоминающих классицизм с присущими ему белыми колоннами и строгой симметрией. Но человека с историческим образованием сложно ввести в заблуждение: будущих профессионалов по изучению прошлого учат разбираться, помимо прочего, в особенностях архитектурных стилей, присущих той или иной эпохе. Многие здания вокзалов действительно были построены в дореволюционный период либо сконструированы «под старину».
Путешественники ведут не только видеодневник экспедиции, ребята также письменно фиксируют свои впечатления от поездки, знакомства с новыми местами, людьми, новой информацией. Экскурсии, доклады и научные лекции организованы с помощью научных сотрудников и преподавателей вузов РФ, расположенных в городах остановок.
По возвращении участники экспедиции планируют организовать отчетное мероприятие и пока выбирают место – уже есть предложение провести его в Центре исторического наследия ЮУЖД.