Павел Тараненко: опыт создания МООК по дисциплине «Теоретическая механика»

В 2014 году ЮНЕСКО назвала массовые открытые онлайн-курсы (далее – МООК) в числе 30 перспективных тенденций развития образования до 2028 года. В Южно-Уральском государственном университете создание таких курсов является одной из приоритетных задач, отраженных в Дорожной карте развития. Преподавателями Политехнического института разработан МООК по дисциплине «Теоретическая механика». О том, как создавался курс, беседуем с заведующим кафедрой «Техническая механика» Павлом Тараненко.

 

– Павел Александрович, расскажите, что такое МООК?

– Сегодня онлайн-курсы активно внедряются в современный образовательный процесс. Интерес студентов к такому формату обучения велик и необходимо использовать его, чтобы сделать процесс получения знаний более привлекательным и доступным. МООК – это обучающий курс с массовым интерактивным участием c применением технологий электронного обучения и открытым доступом через Интернет, одна из форм дистанционного образования. 

 

– Для кого предназначен МООК по дисциплине «Теоретическая механика» и когда было принято решение о его создании?

Теоретическая механика является одной из базовых дисциплин инженерной подготовки, на ее законах и принципах базируются многие общеинженерные дисциплины, такие как сопротивление материалов, строительная механика, гидравлика, теория механизмов и машин и другие. 

Курс рассчитан на студентов высших учебных заведений, обучающихся по программам бакалавриата и специалитета технических направлений подготовки, а также для слушателей, заинтересованных в самостоятельном освоении дисциплины.

В курсе рассматриваются классические методы исследования равновесия и движения твердых тел и механических систем, формируются представления о механических моделях материальных объектов реального мира. 

Решение о создании курса принято в январе 2021 года.

 

– То есть нужны изначально какие-то базовые знания в этой области?

– Безусловно, но при этом курс ориентирован на студентов с разным образовательным потенциалом и мотивацией. Просматривая материалы курса, проходя тесты, можно проверить, закрепить знания, полученные посредством традиционной формы обучения, т.е. МООК является дополнительным источником информации. Для тех, кто по какой-то причине не смог разобраться в дисциплине при традиционной форме обучения или вообще не изучал ее, МООК позволяет в достаточно короткие сроки дистанционно освоить дисциплину до требуемого уровня.

 

– Сколько человек работало над созданием?

– Основную массу работы выполнили 3 человека, еще 2 человека были «на подхвате».

 

– Какова структура курса?

– Непосредственно онлайн-курс состоит из введения и трех классических разделов теоретической механики: статика, кинематика и динамика. Каждый раздел представлен несколькими темами. Темы содержат видеоролики лекций, практик и тренировочные тесты для самоконтроля. Всего представлено 15 лекций общей продолжительностью 225 минут и 20 видеороликов практических занятий общей продолжительностью 290 минут, т.е. на просмотр каждого видеоролика затрачивается в среднем 15 минут.

 

– За счет чего достигается ясность подачи материала?

– Каждая лекция иллюстрируется большим количеством рисунков, схем, формул. Лекции читает преподаватель у «виртуальной» доски, на которой важные формулировки, формулы, рисунки появляются последовательно, небольшими порциями, что помогает лучше воспринимать и усваивать материал. 

Практические занятия проводятся с использованием презентаций. Каждый видеоролик практического занятия посвящен решению одной задачи.  Преподаватель появляется в кадре в начале занятия, озвучивая тему и цель занятия, и в конце занятия, подводя итоги. Все презентации анимированы, формулы, рисунки появляются последовательно, по мере объяснения материала. Есть привязка решаемых задач к реальным инженерным конструкциям и объектам.

Конспекты лекций и практических занятий выложены в курсе.

 

– Прохождение тестов обязательный этап? 

–Тесты являются не только инструментом для измерения уровня знаний по дисциплине, разделу, теме, но и важным обучающим элементом, особенно при дистанционной форме обучения. Всего в курсе предусмотрен 21 тест, из которых 17 тренировочных тестов для самопроверки, три контрольных теста по каждому разделу и один итоговый тест по всему курсу.  Чтобы получить допуск к контрольным тестам, нужно успешно решить тренировочные тесты, при этом дается достаточное количество попыток, а чтобы проходить итоговый тест по всему курсу, нужно осилить тесты по разделам. Поэтому слушателю для успешного освоения курса придется проходить все тесты.

 

– В чем была сложность при создании курса?

– Сложность создания электронного курса такой дисциплины как «Теоретическая механика» заключается в том, что в ходе изложения лекций и на практических занятиях учебный материал необходимо иллюстрировать множеством формул, схем, рисунков. Для лучшего усвоения слушателями материала демонстрационные поясняющие элементы должны появляться постепенно, дополняя друг друга. В тестах 90% вопросов – это задачи с рисунками, схемами и формулами, теоретические вопросы также содержат формулы и рисунки. Поэтому создание МООК по теоретической механике и подобным общеинженерным и специальным дисциплинам требует много времени и большой предварительной подготовки. Надеемся, что наш опыт будет полезен при создании аналогичных курсов для технических дисциплин.

 

– На сегодняшний день сколько человек прошли МООК по теоретической механике?

– Курс был открыт в апреле 2022 года, в конце июня было записано 150 человек, на данный момент – 260 участников. Полностью прошли курс, включая все этапы тестирования, 67 человек.

 

– Планируете ли в ближайшее время создать еще какой-нибудь курс?

– Хотелось бы сделать аналогичный курс по сопротивлению материалов.

Ксения Юферева, фото: Павел Тараненко
Контактное лицо по новости: 
Отдел интернет-порталов и социальных медиа, 267-92-86л
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.