Сразу несколько школьников при поддержке наставников – студентов ЮУрГУ вошли в число победителей Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы» образовательного центра «Сириус».
Два года назад университет стал партнером программы поддержки талантливой молодёжи «Сириус. Лето: начни свой проект». Программа направлена на то, чтобы ребята в течение лета смогли найти для проектной работы задачу, связанную с актуальными проблемами науки и технологии, а также наставника из числа студентов региональных вузов, который поможет в ней разобраться и будет оказывать школьнику поддержку в течение всего года.
Цель программы – вовлечь талантливую молодежь в работу над актуальными задачами российской науки и бизнеса и приоритетными для развития регионов технологиями.
– Этот проект образовательного центра «Сириус» при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации был задуман для того, чтобы дать возможность одаренным академически мотивированным школьникам заниматься проектной деятельностью совместно со студентами ведущих университетов страны. Проект разворачивается через портал центра «Сириус». В период подачи заявок вузы и их партнеры – научные организации либо предприятия – формулируют проектные задачи для школьников. Потом студенты выбирают проектные заявки и регистрируются как наставники для учащихся. На третьем этапе подключаются ребята со всей страны. Они видят, какие проекты заявили вузы из их региона, и выбирают.
Проект интересен взаимодействием предприятия либо научной организации с вузом, студентами и преподавателями и школьниками. Проекты выходят на всероссийский конкурс «Большие вызовы». Заключительный этап проходит в Сочи. Победа в нем дает школьникам право на льготы при поступлении в некоторые ведущие университеты. В первый год у нас было девять студентов-наставников, в прошлом году уже 30, – отметила заместитель проректора ЮУрГУ по учебной работе Марина Потапова.
Одной из площадок для реализации проектов школьников на территории университета стала лаборатория «Компьютерное моделирование и 3D прототипирование», входящая в состав FabLab (Fabrication Laboratory) и организованная на базе кафедры процессов и машин обработки металлов давлением. Под руководством преподавателя кафедры Олега Сиверина и студентов-наставников ребята обучились основам инженерной работы и выполнили индивидуальные проекты, лучшие из которых и были представлены экспертам.
– Лучшие студенты Политеха являются кураторами сразу нескольких проектов школьников, которые в рамках федерального образовательного проекта, поддержанного Президентом Российской Федерации, решают реальные производственные задачи в прорывных направлениях науки, – отмечает Олег Олегович. – Задача наставников – дать ребятам понять, что они могут стать высококлассными инженерами, исследователями и учеными, помочь им не ошибиться при выборе университета и специальности. В прошлом году команды от нашей лаборатории выступили с четырьмя проектами в трех направлениях: «Беспилотный транспорт и логистические системы», «Умный город», «Освоение Арктики и мирового океана». В этом учебном году участники проекта решили поработать с промышленными манипуляторами, роботами и беспилотными установками, заточенными под реальные задачи нашего региона.
На конкурс было представлено несколько проектов. По итогам сразу несколько участников, занимавшихся в ЮУрГУ, выиграли региональный и федеральный этапы и закрепляют успех на научной смене в Сочи с талантливыми молодыми инженерами со всей страны. Это удалось в том числе и благодаря FabLab ЮУрГУ, где есть возможность не просто что-то смоделировать или просчитать, но и изготовить работоспособный прототип.
Особенность работы над проектами для «Сириуса» в ЮУрГУ заключается не только в возможности использовать самые современные инженерные программы и оборудование, но и в том, что студенты делятся реальными знаниями, а школьники на практике имеют возможность понять, насколько эти навыки им могут пригодиться. Например, когда, продумав проект на бумаге, ребята начинают его моделировать, они сталкиваются с различными сложностями, потому что школьного курса физики в данном случае недостаточно: нужно разбираться в электроприводе, системе автоматизированного управления, методах конструирования… И тут на помощь приходят наставники – для которых это также опыт работы над интересными неординарными проектами, шанс попробовать себя в работе командой в разных направлениях.
– Например, Илья Фартыгин изначально остановился на гусеничном приводе для своей установки, затем загорелся испытать её работоспособность с бескамерными шинами. Попробовал и то и другое, – продолжает Олег Сиверин. – Мы специально подбирали студентов из тех, кто уже сталкивался с FabLab в научной и практической работе. Наставников разбили на три группы – с конструированием и 3D моделированием работали ребята, обучающиеся по направлению «Технологические машины и оборудование» на кафедре ПиМОМД, аддитивными технологиями занимались студенты-машиностроители, а с системами управления и автоматизацией производственных процессов помогали те, кто учится на кафедре электропривода, мехатроники и электромеханики.
Суть не столько в новых знаниях, считают участники «Сириуса», но и в умении влиться в команду нестандартного проекта. Когда каждый делает свою часть работы, и она получается – удается и начинание в целом.
За несколько лет существования проекта лаборатория ЮУрГУ зарекомендовала себя подготовкой и победителей, и лауреатов. Благодаря репутации найти желающих принять участие в проектах нетрудно. Это также позволяет привлекать в вуз новых перспективных абитуриентов, ведь поработав в университетских лабораториях, поняв, как и с помощью чего здесь учат студентов, они рассматривают ЮУрГУ как место для освоения будущей профессии. Так, в этом году в Политехнический институт ЮУрГУ подали документы на поступление сразу двое участников проекта прошлого года – Михаил Майоров и Никита Пушкарёв, а Егор Алексеев, который сам еще пару лет назад был школьником-исполнителем, сейчас не только учится в университете, но и принимает участие в работе лаборатории как наставник.
– Особенность наших проектов в том, что в начале работы мы имеем обозначенную пунктиром концепцию, а что будем делать и как это будет работать, решают сами школьники. Пару месяцев мы с ребятами изучаем современные способы конструирования, моделирования, управления системами. Потом ребята садятся и в рамках тех актуальных тенденций, что сейчас у всех на слуху, придумывают нам всем задачу, которую можно будет претворить в жизнь и, например, коммерциализировать, продать, – поясняет студент Сергей Зараменских (П-245).
Ребята могут работать над чем угодно: от беспилотного аппарата, способного найти заблудившегося человека в труднодоступной местности, до установки, предназначенной для очистки водоемов от мусора, которую сейчас дорабатывает десятиклассник лицея № 11 Максим Рузаков.
– Два года назад нам в лицее рассказали о проекте, и я сразу откликнулся, – рассказывает Максим. – В прошлом году я защищал проект в профиле «Агропромышленные биотехнологии», а в этом – выиграл в направлении «Умный город и безопасность». Я учусь в инженерном классе, поэтому мне так интересно заниматься наукой в университете. Оборудование здесь на высоком уровне, и, самое главное – оно не пылится, а доступно для использования. Свой проект я начал обдумывать, узнав, что ежегодно в мире производится примерно 380 миллионов тонн пластика, из которых лишь десятая часть перерабатывается, двенадцать процентов уничтожается. Остальное становится мусором, который не разлагается в естественных условиях. А целых три процента попадает в воду! Моя установка получила высокую оценку экспертов, вызвала интерес других участников, все обеспокоены этой проблемой. Сейчас я продолжаю совершенствовать свой прототип, а после школы у меня в планах поступление в ЮУрГУ на инженерное направление.
Проект продолжается, и лаборатория «Компьютерное моделирование и 3D прототипирование» под руководством Олега Сиверина приглашает талантливых молодых изобретателей и будущих инженеров испытать себя и в этом году!