Мне никогда не нравилась история. У меня не получалось запоминать даты, проводить параллели и работать с картой. Мне не были интересны фамилии правителей, идеи государственных переворотов. Но когда тема истории пересеклась с моей семьей, я решила заняться этим вопросом серьезно. Пришлось открыть старые фотоальбомы, которые много лет хранились в недрах шкафа, и задать маме кучу вопросов, чтобы восстановить хронологию событий.
Семья. Какое интересное все-таки слово. Такое крохотное, а вмещает в себя десятки лиц. Мне всегда казалось, что моя семья ничем не отличается от остальных. Такая же тихая, скромная, со своими правилами и традициями. Более того, она еще и крохотная: по квартире ходит всего четыре пары ног, две из которых принадлежат нашему коту. Мы с мамой всегда жили вдвоем, и ни о каких бабушках, дедушка и братьях с сестрами речи и быть не могло. И когда ты так уверен в обычности своей семьи, рассуждать о её истории в масштабе Родины кажется чем-то бессмысленным и неинтересным. Но я все-таки немного порассуждаю, а о глубоком смысле поговорим потом.
Моя семья родом из небольшого села под названием Карсы. Изначально село было казацкой станицей. Я всегда гордилась этим фактом, мне почему-то очень нравилось представлять, что мои далекие предки были бравыми казаками. Но с 1930 года в нем организуют колхоз «Опытник», и жизнь в Карсах круто перевернется. Там будет процветать сельское хозяйство, люди будут жить по уставу и трудиться ради коллективного светлого будущего. А однажды там появятся семь братьев Безносовых, от которых пойдет множество ветвей нашего густого семейного дерева. В какой-то момент их станет настолько много, что разные ветки будут различать только по именам этих самых прадедов. Поэтому не удивляйтесь, если вас спросят, каких именно Безносовых вы имеете в виду, ведь в разных уголках села жили Безносовы-Максимкины, Безносовы-Кириллычевы, Безносовы-Филатовы, и на этом список не заканчивался. Если интересно, я принадлежу к Максимкиным.
На этом краткий экскурс в происхождение моей семьи можно считать завершенным, больше углубляться в историю мы не будем. Я расскажу о тех людях, воспоминания о которых окружали меня с самого детства, о тех, кого я могу называть теплым словом «семья», а не официальным «предки».
Мою бабушку звали Безносова Надежда Демьяновна. К сожалению, у меня не было возможности приехать к ней, чтобы взять масштабное интервью, или поднять архив с семейными фотографиями. И это не потому, что я плохая внучка, а бабушка живет слишком далеко. Просто еще до моего рождения нас разделило непреодолимое расстояние – несколько метров земли. Да, меня назвали в честь бабушки, а я видела ее лишь на черно-белых снимках и никогда не общалась с ней вживую. Но это не помешает мне рассказать вам о ней. А она действительно заслуживает того, чтобы о ней говорили.
В колхозе всегда царила атмосфера всеобщего труда. Не работать там было по меньшей мере странно, а по большей – стыдно. Надежда Демьяновна не была исключением из большинства, а потому честно и качественно выполняла свою работу каждый день. Её работа требовала ответственности и постоянства. Когда все жители еще спали, бабушка уже шла на свое рабочее место. Должность её называлась просто и понятно – доярка. А когда технологический прогресс шагнул чуть дальше, их торжественно переименовали в операторов машинного доения. Раньше я недооценивала важность доярок, я почему-то считала, что это неблагодарная и недостойная работа. Но, как оказалось, по степени священности коровы Карсы вполне могли обойти Индию. За ними ухаживали, их любили и считали чуть ли не частью семьи, а телят даже запускали спать в дом холодными зимними ночами. Мама рассказывала, что у бабушки была любимая корова: будучи теленком, она была самой худой и болезненной, и держать её в хозяйстве не было никакого смысла. Но бабушка полюбила её, и благодаря её заботе животное поправилось, а потом стало давать рекордное количество молока, на которое были не способны другие коровы.
Бабушка любила свою работу. Невозможно отдавать столько сил, времени и энергии какому-то делу, если не имеешь к нему искренних чувств. Она работала с животными днем, а вечером приходила домой к собственным коровам. Иногда я задумываюсь, как она справлялась с такими крупными животными, еще и в таком количестве. Сейчас лишь некоторые семьи в Карсах держат крупнорогатый скот, и в большинстве случаев на один такой дом приходится не больше одной коровы. А ведь во времена моей бабушки своя Буренка была почти в каждом дворе, а у некоторых и не одна. Я не могу даже представить себе такой объем работы. Я, например, и вовсе боюсь больших животных, а особенно, когда у них есть рога. Но секрет бабушки был в том, что она не справлялась с этой работой, а умела получать от неё удовольствие. Думаю, с коровами ей иногда было спокойнее, чем с людьми. С ними даже поговорить можно – они почти не перебивают, в отличие от двуногих.
Логично, что за долгие годы работы бабушка получила не одну награду. Сейчас передо мной лежат несколько золотистых знаков, которые когда-то висели у неё на груди. Среди них есть небольшой знак «Передовик животноводства Челябинской области» в форме пятиконечной звезды, а рядом с ним награды «Победителя соцсоревнования 1973 и 1974 года». Это значит, что бабушка два года подряд занимала первое место в соревнованиях по производительности труда среди отдельных рабочих. Об этом говорит и знак ударника девятой пятилетки с большим серпом и молотом посередине. «Ветеран труда» – гласит серебристая награда, в которую были вложены многолетние старания, победы и достижения моей бабушки. А однажды ей подарили мотоцикл «Урал», о котором многие в то время могли только мечтать. Правда, за руль она так и не села, зато гордо смотрела по сторонам из мотоциклетной коляски, пока дедушка вез её по селу. Но самая важная из них – это орден «Знак почета», который выдавался за высокие достижения в различных сферах деятельности. Держа их в руках, я стараюсь оценить тот труд, который стоит за этими наградами. Интересно и грустно осознавать, как много они значат в рамках истории и как мало в них смысла после смерти бабушки. Для кого-то они навсегда останутся символом доблестного труда и старания, а для меня напоминанием о том, какой невероятной женщиной была моя бабушка и как много смогла дать стране и людям, имея за спиной всего четыре класса образования.
Знаком ветерана труда награждался и мой дедушка – Безносов Павел Максимович. Он был тем человеком, который привык трудиться с самого детства. Родился он через год после создания колхоза, а к десяти годам уже вовсю помогал взрослым на сеялках и в полях. Когда началась война, на счету был каждый работник, способный справиться с техникой, поэтому дедушка с ранних лет узнал, что такое работать в колхозе. Несмотря на это, он продолжал учиться в школе. Деда можно назвать самым образованным из взрослого поколения Безносовых, ведь он закончил целых семь классов. Сначала пошел работать электриком, а затем, как и бабушка, связал свою работу с животными. Официально его должность звучала красиво и торжественно – заведующий конефермой, а неофициально дедушка был простым конюхом.
Если после работы бабушка шла к своим коровам, то дед возвращался к любимым лошадям. Кони в их доме были всегда. В селе телега считалась самым удобным транспортом. Зимой её сменяли сани, в которых каждую масленицу катали смеющихся детишек. А под новый год у дедушки была обязанность – он сажал в сани деда Мороза со Снегурочкой и привозил в дома праздник.
Но животные были не единственной его страстью. Помимо этого, дедушка обожал работать руками. Каждая стайка и загон во дворе были сделаны его руками. Дедушка мог смастерить, починить или укрепить любую постройку, в которой нуждалась его семья. Даже дом, в котором росло уже молодое поколение Безносовых, был возведен его стараниями.
Но сейчас мы немного перемотаем временную ленту и вернемся в сороковые года. В слове война всего пять букв, ровно как и в слове семья. Но если второе является символом любви и счастья, то первое влечет лишь разрушение и боль. Она унесла за собой смех и радостные голоса выпускников, заменяя их на крики и плач матерей. Объятия и поцелуи превратились в бумажные замыленные треугольнички, а вместо детей молодые отцы взяли в руки оружие. И все как один: один шаг, одно сердцебиение, одна жизнь и одна воля к победе.
Среди таких солдат оказался и мой двоюродный дедушка – Ушаков Василий Александрович. Ему было всего двадцать лет, когда в августе сорокового года его призвали в армию. Он должен был отслужить положенные два года и вернуться домой. Но у истории были свои планы. Он не вернулся спустя три года, не пришел домой и после победы. Семья увидела его только через семь лет службы, любимого и ожидаемого, с орденами и медалями на груди.
Не хочется даже представлять, что пережил Василий Александрович за эти долгие годы. Он не любил рассказывать о войне. Говорят, что настоящие герои либо не вернулись с войны, либо не желают о ней вспоминать. Он относился к таким людям. Но ему необязательно было говорить о своих подвигах: золотые кружочки на его груди значили больше, чем любые слова, сказанные вслух.
Круглая медаль «За взятие Кенигсберга» привлекала своей скромной надписью. На оборотной стороне значилось: «10 апреля 1945». Дата, наполненная чувством победы и надежды на лучшее, когда все действительно поверили, что до счастья осталось совсем немного. Рядом с ней гордо висела следующая – «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» Её получали все военнослужащие, принимавшие непосредственное участие в рядах Красной армии на фронтах Отечественной войны. Общее количество награжденных приближается к пятнадцати миллионам. Пятнадцать миллионов человек, в один момент потерявших привычный уклад жизни, но сохранивших волю к победе. Впереди – враги, за спиной – семьи, которые нужно отгородить от опасности, а между ними лишь нечеловеческая сила и вера ребят, некоторые из которых впервые взяли в руки автоматы. Эта медаль хранила в себе бессонные ночи и непролитые слезы, звенела взрывами и пролетающими пулями, напоминала о младшем брате, Ушакове Александре Александровиче, которому было всего восемнадцать лет и который так и не вернулся с фронта. Но были в ней и слезы радости, слезы вернувшегося будущего и веры в лучшее. К сожалению, война не ушла из его жизни, как не уходит самый страшный кошмар, который силишься забыть, но продолжаешь видеть каждую ночь. И он не бежал от него, а достойно шел вперед, забывая о трусости и слабости характера ради своей семьи и своей Родины. Следом красной лентой выделялась медаль «За победу над Японией», которой награждали участников разгрома японской Квантунской армии в сентябре 1945 года. Эти медали хранили в себе храбрость и силу духа, несли за собой тягу к жизни и мирное небо, но ярче всех пылал на груди орден Красной Звезды, полученный за мужество и отвагу в боях. В каждом луче пятиконечной звезды остались люди, погибшие за свою Родину, остались окопы и выстрелы, красные знамена и кровавые реки, наполнившие её глубоким алым цветом. В ней остались слова любви и слезы прощания, остались долгожданные треугольные и жуткие прямоугольные конверты.
Дядя Вася не был похож на героя. Это был обычный мужчина, который любил свою семью и всю жизнь прожил с одной женщиной. Но война навсегда оставила на нем свой отпечаток: прорезала скулы и затемнила глаза, легла тяжелым камнем глубоко в душе, в то самое место, где бессильны любые врачи и лекарства. Но он вернулся домой, а это было единственным, что нужно для счастья. Да, остальные называли его героем войны и с интересом разглядывали медали на груди. Но для семьи он был в первую очередь любимым мужем и дедушкой, который был героем по определению, а не по количеству полученных наград.
Рассказывая об истории моей семьи, я не могу не упомянуть мою маму. Возможно, она не сделала величайших научных открытий и не запустила ракету в космос, но кто на самом деле пишет историю государства, если не обычные люди?
Безносова Татьяна Павловна родилась в Карсах в 1965 году. У неё было два старших брата и замечательные трудолюбивые родители. В отличие от них, она училась в школе уже десять лет, показывая высокие результаты и тягу к учебе. После школы поступила в институт в Свердловске, как его тогда называли. Для девушки из небольшого села это было достижением, ведь большинство её сверстников оставались в родном доме и помогали родителям с хозяйством. Но Татьяна Павловна была необычной девушкой, поэтому привыкла достигать большего.
Учеба в институте была не единственным занятием. На первом курсе мама пошла в студенческий строительный отряд «Ассоль». В то время движение студенческих отрядов было очень распространено, оно воспитывало в людях идеологию единства и общего дела.
Потом началась работа, и 1 февраля 1988 года мама устроилась в страховую компанию «Госстрах СССР». Там она честно отработала ровно тридцать четыре года. Общий трудовой стаж за всю жизнь составил тридцать шесть лет, двадцать из которых в должности главного бухгалтера. В этом году мама получила звание Ветерана труда. Более того, она удостоилась Почетной грамоты Челябинской городской Думы «за большой вклад в развитие страхования в городе Челябинске», благодарности губернатора Челябинской области «за многолетний добросовестный труд» и Почетной грамоты губернатора Челябинской области «за заслуги в области экономики, финансовой деятельности, развитии страхового дела и профессиональное мастерство». И всего этого девочка из небольшого села в Троицком районе добилась сама.
На самом деле моя семья и правда никогда не была особенной в рамках истории. Я думаю, в нашей стране найдется множество таких же трудолюбивых и способных людей, которые полностью отдавали себя любимому делу. Но для меня мои близкие навсегда останутся примером невероятной силы и человеческого мужества, движения вперед и постоянного развития. Я горжусь каждым из них, пускай большинство были для меня лишь черно-белыми фотографиями на каменных плитах. Я знаю, что при жизни они прикладывали максимальные усилия для развития своей страны. Кто-то скажет, что в этом нет ничего героического, а мои слова – лишь попытка превознести заслуги моих родственников в рамках истории. Но я искренне верю, что продвижение нашей страны напрямую зависит от таких простых работников, единственное желание которых – принести пользу.
Для меня они особенные, ведь моя семья – моя собственная история. Я никогда не стыдилась своего происхождения, когда некоторые гордились дворянскими фамилиями. Все члены моей семьи всегда добивалась всего своим собственным трудом. Они знали, какой на вкус хлеб, пшеницу для которого ты вырастил самостоятельно. Они знали, что такое усталость и труд, который окупается спустя время. Они знали, что такое настоящая работа, которая не только помогает выжить, но и приносит тебе удовольствие. Для меня они навсегда останутся в теплых историях и воспоминаниях, в орденах, которые бережно хранятся у нас дома, в фотографиях, на которых они искренне улыбаются и передают мне привет из прошлого. Они останутся в истории моей страны, а самое главное – в моей памяти.
Наверное, мне тоже стоит сделать что-нибудь хорошее, чтобы моим потомкам было о чем написать эссе. Ведь я точно знаю, на кого мне стоит равняться.