День смеха – всемирный праздник, отмечаемый 1 апреля во многих государствах и странах. В этот день принято разыгрывать друзей, знакомых или просто подшучивать над ними. О роли смеха в нашей жизни, использовании его в психотерапии и о смехотерапии беседуем с психологом ДПиШ им. Крупской, выпускницей магистратуры факультета психологии, кафедры общей психологии, психодиагностики и психологического консультирования Высшей медико-биологической школы Южно-Уральского государственного университета Юлией Новых.
– Как психологи используют смех в своей работе? Что такое смехотерапия?
– Существует целая наука о смехе – гелотология. Метод гелотологии создаёт при помощи юмора позитивное душевное состояние, помогает человеку увидеть и открыть для себя различные нелепости жизни и жизненных ситуаций, что нормализует самочувствие (физическое и эмоциональное), направляет к более высокому уровню разрешения проблемы, увеличивает познавательный потенциал, духовно обогащает.
Выделяют три направления гелотологии (смехотерапии). Первое направление классическое – смешные истории, анекдоты, юмористические фильмы, книги. Второе рассматривает смехотерапию как один из приемов в составе самостоятельного метода-школы (например, прием парадоксальной интенции) или как авторская техника (например, используются такие приемы как дыхательная гимнастика в виде рефлекторного смеха, щекотка, смехомедитация, мимические упражнения с искусственным растягиванием губ в улыбку, упражнения по развитию креативности). Третье направление – больничная клоунада. В России она существует с 2005 года. Миссия больничных клоунов – отвлечь детей и их родителей от болезни, медицинских проблем, тревог и больничного опыта. В Челябинске – это первый проект, участники которого регулярно в течение пяти лет работают с маленькими пациентами Челябинского областного онкологического клинического диспансера и их родителями. Больничные клоуны оказывают помощь в реабилитации детей, находящихся на стационарном лечении в Челябинском областном онкологическом клиническом диспансере, и их родителей средствами клоунады, арт-терапии и игротерапии (не лекарствами, а путем создания позитивных эмоций). В планах участников проекта – выход и в другие отделения Челябинской областной детской клинической больницы.
– Какую роль играет смех в жизни человека?
– Юмор является неотъемлемой частью нашей жизни, на мой взгляд. Проявляется только это у всех по-разному, у кого-то в большей, а у кого-то в меньшей степени. Смех – одна из реакций человека на юмор или щекотку, проявления которой включают в себя специфические звуки и непроизвольные движения мышц лица и дыхательного аппарата, своего рода эмоциональная разрядка. Если говорить о роли смеха в жизни человека, то люди, которые любят смеяться, меньше болеют, реже испытывают раздражение, практически не знают, что такое депрессия, и, как известно, дольше живут.
– Расскажите об использовании смехотерапии в вашей работе. Каковы механизмы воздействия?
– В своей деятельности смехотерапию я использую в основном в больничной клоунаде, но сейчас начала применять и при и индивидуальной работе в консультировании. На улыбку или смех практически все реагируют положительно и отвечают тоже улыбкой. Даже в какой-то степени у клиентов появляется больше доверия, на мой взгляд.
– Действительно ли смех является целебным?
– Было бы очень здорово, если посмялся и все болезни прошли. Но получается следующая ситуация. Основное лечение – это профессионалы врачи, а мы способствуем и усиливаем лечение, когда приходим в отделение в образах клоунов.
Не всегда нужно делать акцент на болезни. Мы приходим просто к ребенку, чтобы переключить его внимание на что-то другое. Клоун – это человек, которого ребенок может «лечить» в больнице, примеряя на себя роль врача, и, тем самым, проигрывая свои страхи. Клоун может отвлечь от болезненной процедуры или даже снять волнение перед наркозом в предоперационной палате.
– Что вы посоветуете людям, испытывающим весеннюю хандру? Есть какие-то упражнения, которые помогут преодолеть унынье, плохое настроение?
– В одном из исследований по смехотерапии говорилось, что мозг и тело не различают искусственный и естественный смех, в обоих случаях вырабатывается эндорфин. Можно, например, делать самостоятельно упражнения из йоги смеха.
1. Многие не верят в то, что могут смеяться долго. И что можно заставить себя смеяться. Но засмеяться может каждый, если начнет с буквы «А». Вдохните глубоко через живот и на выдохе говорите «А-а-а…». Смейтесь в течение минимум 10 минут. Выдыхайте до конца. Вы можете посмеяться на 4 «А», на 8 «А», на 12 «А» и т.д.
2. Широко раскрывайте рот. Не надо смеяться с зажатыми губами или зубами. При открытом рте энергия высвобождается. При этом включается живот, диафрагма.
3. Включайте все тело. Двигайтесь, машите руками, хлопайте в ладоши. Когда мы включаем телесность, отключается голова. Упражнение «коктейль радости». Представьте, что в одной руке стакан с радостью, в другой — смех. И мы смешиваем, переливая из одного стакана в другой, и при этом хохочем.
Хорошее настроение можно поддерживать занятиями, которые вам доставляют удовольствие. Иногда даже «маленькая приятность» для себя заряжает хорошим настроением на несколько дней. Уделяйте больше внимания себе и своим близким!
– Ваш жизненный принцип хорошего настроения?
– Читать только хорошие новости или вообще не читать новости! Заниматься личностным развитием! Изучать что-то новое! Качественно отдыхать! Давать себе разрешение полениться!