Фундаментальный проект кафедры философии «Цифровая грамотность» получил поддержку РНФ

Междисциплинарное исследование нацелено на конкретные региональные проблемы, предполагая решение задач фундаментального и прикладного характера.

Проект доцента кафедры философии, к.филос.н., доцента  Регины Пеннер «Цифровая грамотность: междисциплинарное исследование (региональный аспект)» получил поддержку гранта Российского научного фона «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами» (региональный конкурс) 2022 года.

Проект относится к направлению  «Н7 Возможность эффективного ответа российского общества на большие вызовы с учетом взаимодействия человека и природы, человека и технологий, социальных институтов на современном этапе глобального развития, в том числе применяя методы гуманитарных и социальных наук» Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации») (при возможности отнесения).

«Тема цифровой грамотности существует в академическом пространстве сравнительно недавно. В большей степени представители из области педагогических наук нацелены на решение прикладных вопросов об актуальном внедрении образовательного процесса в цифровую среду и поддержания в ней успеваемости своих обучающихся. В свою очередь, за прикладными вопросами стоят неразрешенные фундаментальные вопросы о том, что такое цифровая среда и в чем ее принципиальное отличие от мира физических предметов; кто есть тот молодой человек, что родился и растет в мире гаджетов (цифровой абориген, по М. Пренски, поколение Y или Google, по И. Дмитриеву); что есть цифровой субъект как "слепок" с цифровых следов от движения реального субъекта по цифровому пространству и какова связь между ними», – объясняет Регина Пеннер.

Команда гранта объединяет в себе сотрудников кафедры философии (Р.В. Пеннер, А.А, Дыдров, В.И. Гладышев, А.Н. Гулеватая, Е.Г. Миляева, С.А. Сулейманова), кафедры социологии (Е.И. Салганова, С.С. Бредихин, М.Н. Рыбалко), в составе команды также д.филос.н., профессор кафедры теоретической и социальной философии, заведующий учебно-научной лабораторией «Цифровые исследования философии  риска (ЦИФРА)»  Саратовского государственного университета, старший научный сотрудник НОЦ практической и прикладной философии ИМСГН ЮУрГУ С.В. Тихонова.

Междисциплинарное исследование цифровой грамотности нацелено на конкретные региональные проблемы, предполагая решение задач фундаментального и прикладного характера. Сюда включается разработка методов по безопасному использованию студентами цифрового контента (безопасность в данном контексте указывает на понимание обучающимися того, как избежать мошенничества в сети и знать, как себя вести в условиях цифрового буллинга), по профилактике распространения деструктивных интернет-практик среди молодежи. Более того, тема грамотности в отношении мошенничества и буллинга актуальна не только для обучающейся, но и работающей молодежи. Наконец, регион Южного Урала – это поликультурное пространство, в котором реализуется диалог представителей различных национальностей и культур. Идея цифровой грамотности здесь направлена на поддержание этого диалога, в котором отражено уважение к различным культурам. Таким образом, научная новизна исследования состоит в применении комплексного подхода к феномену цифровой грамотности, а также разработке конкретных методик и технологий ее формирования.

Ожидаемые результаты проекта – публикация результатов комплексного исследования цифровой грамотности (региональный масштаб) будет производиться в ряде индексируемых российских и зарубежных изданий, организация конференции по цифровой грамотности с привлечением специалистов в соответствующей сфере и педагогов из города и области с последующей публикацией ее результатов,  организация межвузовской коллаборации под эгидой региональных вузов с целью эффективного внедрения мер цифровой грамотности в образовательный процесс, разработка и внедрение технологий формирования цифровой грамотности у учащихся школ, ссузов и вузов Челябинской области, издание монографических исследований, результирующих исследование цифровой грамотности по отдельным аспектам (философско-социальный, философско-антропологический, социологический, прикладной).

Заведующий кафедрой философии, к.филос.н., доцент Елена Гредновская:

«Невероятно радует то, что философы за последние полгода выигрывают второй фундаментальный грант! Но при этом   не удивительно, что оба - именно  по тренду цифровизации, т.к. эта тема сегодня обладает высочайшей степенью  научной ресурсности и в региональном, и в государственном, и межгосударственном масштабах, усиленной, разумеется, пандемической ситуацией. Учитывая то, что поддержанный проект многолетний (рассчитан на 3 года) от всей души желаю победителям плодотворных  научных достижений на благо нынешних и будущих поколений, на благо развития современных форм философского знания!»


Последние новости университета в твоем смартфоне!

Подписывайся на наш Telegram-канал “ЮУрГУ NEWS”

Екатерина Миляева
Контактное лицо по новости: 
Отдел интернет-порталов и социальных медиа, 267-92-86
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.