26 января 2022 года в мультимедийном историческом парке «Россия – моя история» прошло мероприятие «Блокада Ленинграда глазами очевидцев и профессиональных историков. Исторический коворкинг». Оно стало первым практическим шагом в рамках партнерского соглашения между музеем и Южно-Уральским государственным университетом, подписанным буквально месяц назад. Профессора кафедры отечественной и зарубежной истории Института медиа и социально-гуманитарных наук д.и.н. Игорь Сибиряков и д.и.н. Ольга Никонова сумели вовлечь школьников 7–10-х классов в активное обсуждение одной из самых трагических страниц Великой Отечественной войны. Очередная дискуссия о блокаде северной столицы показала, что равнодушных к этой теме нет: без слез и споров не обошлось и в этот раз.
Для «погружения» в тему организаторы разделили аудиторию на группы, каждой из которых предлагалось проанализировать настоящие исторические источники – дневники и письма жителей блокадного Ленинграда. В качестве методологического «подспорья» была выбрана монография Сергея Ярова «Блокадная этика. Представление о морали в Ленинграде в 1941–1942 гг.»
В основе полемики о событиях блокады 1941–1944 годов, модераторами которой выступили университетские ученые, лежали следующие вопросы: «Каково отношение автора к происходящему?», «Как оценивает это событие профессиональный историк?», «Какие эмоции вызывает отрывок из текста?», «Как вы оцениваете поступки участников событий?». Разработкой этих и многих других заданий исторического коворкинга занимались ведущие – магистранты кафедры отечественной и зарубежной истории Галина Просвирнина, Илья Лифантьев и Вячеслав Пастухов (СГ-136), а также бакалавр третьего курса Карина Хибатуллина (СГ-306).
Фактически современным школьникам было предложено на «собственной шкуре» испытать все тяготы и лишения, которые пережили блокадники, прочувствовать, каково это ежедневно бороться за выживание. В этом смысле научный опыт историков Игоря Сибирякова и Ольги Никоновой оказался весьма практикоприменимым для школьников, особенно для тех, кто планирует связать свое будущее с профессиональным изучением прошлого. Комментарии докторов наук касались, как правило, самых спорных моментов, которые с малой вероятностью могли показаться значимыми людям, не имеющим навыков исторического исследования. Да и житейского опыта в целом. Некоторые весьма провокационные цитаты вызвали у современных школьников бурю эмоций. К примеру, признания одной девочки, что она по-настоящему обрадовалась смерти отчима, а также сожаления о том, что не смогла сдержать улыбку, узнав об этом. Особенную грусть на лицах ребят вызвали сообщения о смерти детей от голода. В частности, рассказ об одной семье, настолько обессилевшей, что в ней принимают решение, кто должен умереть: его не докармливают, чтобы выжили остальные. Одна школьница даже отказалась комментировать этот источник, не сдержав слез.
Эти и другие «цепляющие» тексты были подобраны с целью вовлечения участников в обсуждение темы, казалось бы, столь далекой от наших дней. Помимо прочего, организаторы мероприятия стремились добиться того, чтобы ученики не оставались пассивными слушателями, а прожили и прочувствовали события, смогли «примерить» их на себе, предположив, как бы они поступили в подобной ситуации. Исторические исследования с опорой на документальные свидетельства о трагическом прошлом нашей страны, бесспорно, продолжают выполнять важнейшую воспитательную функцию.
Показательно, что в вопросах морали представители и младшего, и старшего поколений практически во всем высказали схожие позиции. Различия касались лишь деталей восприятия и методологии работы с историческими источниками. Обсуждаемые дилеммы, в которых находились очевидцы, были столь неоднозначны и затруднительны, что далеко не все школьники смогли аргументировать свою позицию из-за сильных переживаний.
В целом, преподаватели университета на ярких примерах российского прошлого показали собравшимся, что в истории нет и быть не может единственно верной точки зрения. Эта дискуссия в медиапарке продемонстрировала, как ведется научный диалог, что такое научный плюрализм, как на глазах рождается историческое знание. Многим ребятам, по их признанию, такой формат показался не совсем привычным. Ведь зачастую учителя истории на уроках достаточно однозначно трактуют наиболее дискуссионные проблемы и требуют от учеников признания своей правоты. В этом смысле подобный опыт публичной истории, опирающийся на анализ исторических источников и критический взгляд, наглядно показал будущим специалистам самых различных сфер, как можно и нужно формулировать собственное отношение к событиям прошлого.
Подписывайся на наш Telegram-канал “ЮУрГУ NEWS”
#ЮУрГУ #ЯлюблюЮУрГУ #История #РоссияМояИстория #ИМСГН