Южно-Уральский государственный университет – национальный исследовательский университет, обладающий современной высокотехнологичной научно-исследовательской базой и высококвалифицированным научным и техническим персоналом.
Уже несколько лет сотрудники ЮУрГУ становятся экспертами по оценке показателей заявок и оценке всех показателей ежегодных отчетов о деятельности федеральных инновационных площадок, составляют по каждому проекту ФИП аналитическую записку. На сегодняшний день экспертами по оценке соответствия образовательных организаций (их проектов) статусу федеральной инновационной площадки являются доктор педагогических наук, зам. проректора по учебной работе Марина Потапова, доктор педагогических наук, профессор кафедры безопасности жизнедеятельности Ирина Котлярова, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов Дарья Баева.
Федеральные инновационные площадки (ФИП) – организации, осуществляющие образовательную деятельность, либо иные действующие в сфере образования организации, а также объединения таких организаций, независимо от их организационно-правовой формы, типа, ведомственной принадлежности, реализующие инновационные проекты или программы, которые имеют существенное значение для обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования.
(ст. 20 ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации»).
Федеральные инновационные площадки создаются для обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования.
Ориентация на инновационный характер является важнейшей задачей в общей тенденции развития системы высшего образования. В соответствии с Указом Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» путем к достижению показателей национальных целей могут выступать инновационные проекты, способствующие развитию отраслей экономики, направленные на разработку, апробацию и внедрение новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, учебно-методических и учебно-лабораторных комплексов, форм, методов и средств обучения, методик подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации кадров и др.
Ежегодно Министерство науки и высшего образования РФ определяет наиболее эффективные федеральные инновационные площадки, результаты реализации которых рекомендуются к активному распространению во всех образовательных организациях высшего образования. Претендовать на присвоение статуса могут организации, реализующие инновационные проекты и программы по таким направлениям, как цифровые технологии, искусственный интеллект, информатика, цифровизация; сетевые программы; инженерное образование; медицина; генетика; туризм.
Формат федеральной инновационной площадки позволяет университетам сфокусироваться на инновационных проектах, что в целом выводит вуз на новый уровень. Особенно важен такой опыт с точки зрения возможного распространения найденных удачных решений на другие регионы и организации. Востребованность такого формата подтверждается большим количеством и разнообразием участников. Тематика заявок варьируется очень широко и ярко отражает тот научный, методический и организационный задел, который формировался в вузах в силу особенностей их деятельности.
Например, одной из интересных и актуальных инициатив является развитие экосистемы студенческого инновационного предпринимательства с помощью открытия молодежного бизнес-инкубатора. Экосистема формирования и развития компетенций у обучающихся в области инженерного, технологического и инновационного предпринимательства может быть сформирована только на основе углубленного погружения в проектно-сетевую коллаборацию и кооперацию между внутренними и внешними стейкхолдерами, что позволит студентам и сотрудникам университета получить базу для развития своих технологических идей, подготовки своих инновационных проектов к привлечению инвестиций. Команда проекта провела большую подготовительную работу, которая нашла свое отражение в заявке, четко и детально структурирована дорожная карта мероприятий, продуман и детализирован бюджет, определены критерии успеха базовых этапов реализации проекта. Этот тот случай, когда заявка имеет под собой хорошую основу и будущее такого проекта оценивается позитивно. Перед государством стоят глобальные задачи развития инновационного предпринимательства и вклад университетов, особенно с учетом возможности масштабирования наиболее удачных форматов, может быть очень существенным.
Проекты ФИП позволяют ускорить разрешение вопросов, которые недостаточно разработаны в содержательном и нормативно-правовом аспектах. Одним из таких вопросов является сетевое взаимодействие организаций, каждая из которых может внести вклад в развитие образования. Идея одного из проектов заключается в разработке комплексной модели научно-методического сопровождения работы региональной инновационной сетевой инфраструктуры. Модель отражает как технологический аппарат, так и инструментарий, необходимые для создания в масштабах краевой системы образования условий и возможностей непрерывного роста профессионального мастерства учителей, а также мониторинга успешности научно-методического сопровождения и профессионального развития педагогов. Модель представляет собой целый комплекс подсистем, которые обеспечивают взаимодействие 84 управляемых и 15 инициативных сетевых сообществ, развитие сетевой инновационной инфраструктуры и профессиональный рост учителей. Таким образом, в рамках проекта решаются задачи выведения качества образования на новый уровень, а также обеспечения его стратегического развития. Реализация проекта обеспечена нормативно-правовыми актами.
«Уже не первый год я провожу оценку заявок организаций-соискателей и провожу анализ годовых отчетов организаций, получивших статус федеральной инновационной площадки, – рассказывает Марина Потапова. – Инновационные проекты и программы федеральных инновационных площадок должны быть ориентированы на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования. В настоящее время функционирует более 140 ФИП, а в этом году на получение статуса федеральных инновационных площадок претендовали 57 образовательных организаций. Хочется отметить, что стало больше содержательных заявок с явным востребованным результатом, четко определены социальные партнеры, подробно описаны механизмы сетевого взаимодействия, что позволит значительно расширить образовательные возможности».
По словам Марины Владимировны, анализ годовых отчетов показывает, что в проектах в большей степени стали использоваться новые технологии для решения системных проблем: цифровизация органично входит в жизнь университетов, как инструмент для повышения доступности и качества образования. Вузы уделяют большое внимание обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, реализуют мероприятия, направленные на поддержку талантливой молодежи, развитие предпринимательской компетенции у студентов.
«Уверена, что на основе мероприятий инновационных проектов возможна разработка Минобрнауки РФ системы мер и методических рекомендаций по закреплению молодых кадров на селе, по совершенствованию модели целевого обучения, разработанные подходы могут быть взяты за основу для разработки концептуальных моделей развития инновационной инфраструктуры и организации сетевого взаимодействия, – продолжает Марина Потапова. – На основе интеграции результатов деятельности различных ФИП можно разработать федеральные рекомендации по развитию системы подготовки и переподготовки кадров для системы общего образования. Для распространения модели ФИП можно рекомендовать систематизацию результатов отдельных площадок, направленных на подготовку педагога нового типа, разработать интегрированную модель, обладающую признаками, определенными разными разработчиками».
Добавим, что Южно-Уральский государственный университет – создатель инновационных проектов и программ, которые имеют существенное значение для обеспечения развития системы образования. В 2020 году был завершен проект «Организация инфраструктуры для массового дополнительного дистанционного образования детей на основе взаимодействия образовательных учреждений и предприятий региона». В течение 2021 года на базе ЮУрГУ действует инновационная площадка «Разработка комплекса методических решений для реализации дистанционного обучения в инженерном образовании», основной целью которой является повышение качества инженерного образования за счет разработки и внедрения комплекса методических решений для реализации дистанционного обучения в инженерном образовании и повышения квалификации НПР в области использования различных моделей дистанционного обучения (дистанционное, смешанное, электронное). Это особенно актуально в современных условиях. Срок реализации площадки до 2023 года. В реализации данного проекта участвует большой коллектив сотрудников нашего университета:
- Потапова Марина Владимировна
- Демин Александр Алексеевич
- Ярославова Елена Николаевна
- Котлярова Ирина Олеговна
- Тараненко Павел Александрович
- Волченкова Ксения Николаевна
- Иванов Василий Александрович
- Ивочкина Ольга Викторовна
- Ставцева Ирина Вячеславовна
- Колмычевская Елена Сергеевна
- Писклаков Павел Викторович
- Шаповалов Геннадий Николаевич.