Что объединяет настольную игру, философию и экологию? Может ли геймификация образования открыть новые возможности для экопросвещения? На эти вопросы в новом учебном сезоне готова ответить кафедра философии Института медиа и социально-гуманитарных наук Южно-Уральского государственного университета.
Начало учебного года для кафедры философии ИМСГН ЮУрГУ ознаменовалось пятью победами в конкурсе «Эко-Проектор», инициаторами которого являются Челябинский металлургический комбинат (ПАО «Мечел») и общественная экологическая организация «Зеленый город». Конкурс грантов за четыре года своего существования стал традиционным фестивалем идей для неравнодушных к экологии челябинцев.
Заведующая кафедрой философии ИМСГН ЮУрГУ Елена Гредновская отмечает, что для ее сотрудников этот конкурс – возможность выразить себя вне традиционного академического формата:
«Философ – это ведь не только мыслитель об абстрактном, философ – это еще и творец реальности. Философствование о том, что есть “здесь и сейчас” помогает обнаружить потенциальные точки роста и развития существующих ситуаций, обнаружить пока еще неочевидные проблемы и предложить эффективные практики для человеческого сообщества. Поэтому у философии и экологии есть немало общих тем, общих методов, общих вопросов, в силу чего философы и не могут, и не имеют права находиться в стороне от экологических проблем».
В число лауреатов конкурса в 2021 году вошло четверо сотрудников кафедры философии ИМСГН ЮУрГУ: Артур Дыдров, Ирина Батурина, Евгения Емченко и Екатерина Миляева. Уже второй год подряд доцент кафедры философии ИМСГН ЮУрГУ Артур Дыдров, недавно защитивший докторскую диссертацию, участвует в конкурсе «Эко-Проектор» и уверенно одерживает очередную победу.
Идея южно-уральского философа, представленная на конкурс в этом году, завораживает своей оригинальностью и при этом элегантной простотой реализации – это уникальная настольная игра, позволяющая каждому почувствовать себя настоящим экологом.
фото: автор игры А.А. Дыдров, дизайнер игры А. Голованова
За партией в эту игру мы задали несколько вопросов ее создателю:
– Артур Александрович, расскажите, как Вам пришла идея совместить в своем проекте одновременно игру, науку и мировоззрение?
– Увлекаться настольными играми я начал три года назад. За это время, как мог, анализировал рынок игровой продукции. Был очень удивлен тому, что игр на экологическую тематику, в общем, совсем немного, хватит пальцев одной руки черепашки-ниндзя. Хотелось как-то восстановить «справедливость», показать, что экология – это не скучно и может быть очень даже увлекательным занятием.
– Что представляет собой предложенная Вами игра? Какова ее «механика»?
– За свою более чем скромную карьеру создателя игр я успел породить массу как стоящих, так и неперспективных идей. Только две из них пока более-менее доведены до ума. Собственно, одна воплотилась в поддержанную грантом ПАО «Мечел» и «Зеленый город» игру «Sorting» и посвящена сортировке бытовых отходов. Вторая идея – это «патигейм», игра для больших компаний, посвященная экологическому тезаурусу. Механика первой игры – flip and write («открывай и пиши»). Игроки открывают карты с тетрисовидными фигурками и рисуют одну из них на свой выбор, заполняя клетки один из трех типов мусора. Тот, кто лучше всех скомбинирует отходы, наберет много очков и станет «лучшим экологом». Будущий проект отличается от предыдущего – тут игра уже требует ассоциативного мышления, а навыки рисования ни к чему.
– Расскажите, пожалуйста, где наши читатели могут найти Вашу игру? Она уже есть в открытом доступе?
– Читатели смогут найти игру в паблике «Вконтакте», на специальной страничке, которая находится в процессе разработки. Мы решили разместить все материалы в доступе для скачивания и печати. А маркеры или карандаши вы найдете сами. Для карт будет разработано специальное приложение, но это вопрос времени. Игра не будет продаваться, так как это противоречит принципам автора (пафосно, но правда). Хотелось бы, конечно, распространить ее за пределы Челябинска.
– Каковы, на Ваш взгляд, перспективы геймификации образовательного пространства?
– О перспективах геймификации мне говорить очень сложно. Возможно, на меня плохо влияет контекст «серьезного» вузовского образования – это не самая благодатная почва для нее. Надеюсь, в школах дело с этим обстоит иначе, хотя с «егэизацией» образования вряд ли. Мы постоянно «откладываем» игру: «это не серьезно», это на «потом», «сначала – дело!» и прочее. Боюсь, что с такими принципами дело геймификации безнадежно. Но будем надеяться на энтузиастов, любящих играть, вовлекающих в это дело окружающих и искать пути продвижения наших проектов.
В следующем материале мы побеседуем с еще одной победителницей грантового конкурса «Эко-проектор» в номинации «экопросвещение» – Екатериной Миляевой.