На выставке в ЮУрГУ представили картины, созданные искусственным интеллектом

Цифровые произведения, «переосмысленные» компьютером, можно увидеть в Зале искусств Южно-Уральского государственного университета. Выставка получила название «ЦифроАрт: виртуальный континент креативности».

«Работы получаются путем смешения исходной фотографии и стилевой картины. За основу в этой выставке мы взяли фотоработы Сергея Коляскина, нашего челябинского фотографа. В качестве стилевой – использовали работы южноуральских мастеров и картины известных мировых художников, – рассказывает куратор выставки, заведующий Художественного музея ЮУрГУ Анатолий Разуев. – Я использовал программу DEEP DREAM GENERATOR, с помощью которой на исходное изображение переносил стиль картины. Задача – сохранить узнаваемость исходного варианта, но придать ему черты стиля картины. Это то же самое, как если бы испанский художник Хуан Миро написал бы картину с натуры, которую сфотографировал Сергей Коляскин!»

Родоначальником цифрового искусства можно назвать художника британского происхождения Гарольда Коэна, который создал AARON – компьютерную программу, которая начала рисовать еще в 70-х годах 20 века. Бурное развитие цифровое искусство получает с 2014 года. Сегодня в галерее Яндекс представлено 4 000 картин, созданных нейронной сетью. Для проекта Яндекса нейронную сеть обучили на сорока тысячах картин, написанных художниками 20 века.

«Чтобы сгенерировать что-то новое, нейронные сети долго обучают на большом количестве художественных произведений, например, в стилистике какого-либо художника. Обучать нейронную сеть – значит настраивать ее параметры так, чтобы исходные данные всегда давали нам тот ответ, который нам нужен, – поясняет доцент кафедры системного программирования ЮУрГУ Сергей Иванов, отвечающий за поддержку программно-технических аспектов проекта. – Так мы тренируем сеть, и затем берем любой вектор из так называемого скрытого пространства и получаем абсолютно новое изображение в стилистике данного художника». 

По мнению Сергея Иванова, готовые работы можно назвать произведениями искусства, однако вместе с тем сотрудник ЮУрГУ скептически относится к мнению, что нейронная сеть может создать что-то абсолютно новое.

«Машинное обучение – это по сути аппроксимация. Мы учим машину делать что-то, что до этого было сделано, найти решение, которое было уже показано», – отмечает Сергей Иванов.

Искусствовед Анатолий Разуев считает вопрос о придании статуса цифровым картинам статуса шедевров философским. 

«Еще авангардисты бросили вызов обществу, называя искусством все, что им вздумается, а искусствоведы подводили под эту художественную область свои теории. Может ли робот создать что-то близкое к эстетике человека – безусловно, да. Но надо понимать, что машина создана опять же руками человека и обучена на произведениях человека, – подчеркивает Анатолий Разуев. – Чтобы какие-то произведения обрели высокий статус, они должны быть приняты публикой, наверное, необходимо некое общественное признание». 

Выставка в ЮУрГУ приурочена ко Дню города. Помимо 16 цифровых произведений в зале представлена планшетная выставка, посвященная результатам применения компьютерных алгоритмов в области искусства из мировой практики. Также гости Зала искусств смогут увидеть работы российского художника Алексея Андреева (работающего в технике цифровой живописи и использующего в творчестве технологии дополненной реальности) и оценить возможности мультимедийного парка «Россия – Моя история». 

Зал искусств ЮУрГУ располагается в главном корпусе университета по адресу: проспект Ленина, 76. Выставка открыта для посетителей с 9 сентября до 19 октября с 10:00 до 17:00 часов, в субботу – с 10:00 до 15:00 часов, вход бесплатный. 


 


 

Екатерина Салахова, фото: Данил Рахимов
Контактное лицо по новости: 
Отдел интернет-порталов и социальных медиа, 267-92-86
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.