В некоторых российских школах уже проводят уроки финансовой грамотности. По новым федеральным государственным стандартам с сентября следующего года преподавание финансовой грамотности станет обязательным.
Юлия Бутрина, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и финансы» Высшей школы экономики и управления Южно-Уральского государственного университета, рассказывает, почему это стало необходимостью и где уже сегодня можно учить детей управлять деньгами:
– Уровень финансовой грамотности населения РФ является достаточно низким. Растет коэффициент долговой нагрузки населения, увеличивается количество физлиц-банкротов, являющихся должниками банков. Многие граждане не осведомлены о рисках, связанных с различными финансовыми продуктами, не готовы нести ответственность за собственные финансовые решения и возможные потери на финансовых рынках. Лишь часть россиян следит за состоянием личных финансов, планирует свои доходы и расходы, анализирует финансовые услуги, формирует долгосрочные сбережения на случай непредвиденных обстоятельств, распознает признаки финансового мошенничества и в целом имеет навыки грамотного финансового поведения в отношении личных и семейных финансов.
Сегодняшние дети – это в скором будущем участники финансового рынка, предприниматели, налогоплательщики, вкладчики и заемщики. Полезные навыки и хорошие привычки необходимо закладывать с детства. Поэтому обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.
В школьных программах давно присутствуют экономические блоки, в том числе и в курсе обществознания, который является самым популярным из выбираемых ЕГЭ. Однако они включают набор отдельных экономических терминов из области макро- и микроэкономики, не связанных с практическим применением этих знаний. К такому выводу пришли студенты проектной группы по финансовой грамотности кафедры «Экономика и финансы» ЮУрГУ, в течение двух лет проводя анализ заданий экономического блока ЕГЭ по обществознанию.
При этом доля учащихся, которые начинают принимать финансовые решения в более раннем возрасте (карманные деньги, расходы на мобильный телефон, Интернет и т.д.), стремительно растет. Некоторые подростки задумываются об организации своего бизнеса, о технологическом предпринимательстве. Начальные экономические знания об этом могут дать уроки по финансовой грамотности.
Поэтому у студентов ВШЭУ ЮУрГУ возникла идея о разработке специального ресурса по финансовой грамотности для школьников – создание отдельного раздела в детском интернет-университете ЮУрГУ, который называется «Школа финансовой грамотности». Контент для этого готов, открытие «Школы» состоится в сентябре этого года.
Также специалисты ВШЭУ разработали собственную игру-симулятор «Управление личными финансами» в различных версиях в зависимости от уровня игроков. В мае на ежегодной студенческой конференции успешно представлен первый вариант игры. В будущем планируется получение авторского права на разработку и выпуск игры под брендом ЮУрГУ, а также разработка компьютерной и мобильной версии.
Считаем, что одним из важных направлений в обучении финансовой грамотности должна стать финансовая арифметика, ее применение в составлении личного плана доходов и расходов, расчета процентов по вкладам и кредитам и др.
По своему опыту знаем, что приглашение специалистов из банков, страховых компаний, Федеральной налоговой службы, компаний-брокеров и др. привносит еще большую ценность в проведение занятий.
Ученики, освоившие базовые знания в области финансовой грамотности еще в школе, в период студенчества будут иметь основу для более быстрого и углубленного изучения экономических дисциплин, предпосылки к развитию предпринимательских способностей и навыков, генерированию эффективных идей собственного бизнеса и компетенции грамотного управления своими финансами уже в студенчестве.
Кроме того, прошедшие обучение школьники могут передавать полученные знания по финансовой грамотности своим родным и близким более старшего возраста.