За последние несколько лет языковая подготовка студентов и молодых ученых в Южно-Уральском государственном университете претерпела значительные изменения. Институт лингвистики и международных коммуникаций применяет лучшие практики при обучении студентов, магистрантов и аспирантов иностранному языку. О новых тенденциях в этом направлении рассказала директор ИЛиМК, кандидат педагогических наук Елена Ярославова.
- Елена Николаевна, что нового за последние четыре года появилось в обучении иностранному языку в ЮУрГУ?
- Увеличилось количество часов на дисциплину, повысилась интенсивность занятий, были введены международные критерии оценки. Мы спроектировали и внедрили многоуровневую модель непрерывной иноязычной подготовки для студентов неязыковых специальностей. Мы ориентируемся на международные стандарты. У студентов появились все возможности для успешного освоения такой нужной и трудной дисциплины, как иностранный язык. Обучение стало более персонифицированным.
- Но ведь в школах подготовка может сильно отличаться, и первокурсники, наверняка, приходят с разным уровнем знаний?
- Студенты неязыковых специальностей делятся на уровни сразу после их зачисления в вуз. Они проходят тестирование онлайн, и, в зависимости от имеющихся знаний, каждый выбирает индивидуальную образовательную траекторию. Это помогает более качественно и глубоко изучать английский язык, продвигаясь на один уровень выше с каждым годом. Во время обучения студентов знакомят с международными форматами экзаменов: Key English Test, Preliminary English Test, First Certificate in English, International English Language Testing System.
- Как изменился формат преподавания по сравнению с тем, что было? Как проходят занятия?
- Студенты занимаются по учебным разработкам издательств - признанных лидеров в области иноязычной подготовки, таких как Cambridge University Press и Oxford University Press. Учебники и рабочие тетради студенты получают в библиотеке. Для большей эффективности в учебном процессе мы применяем «смешанное обучение», когда обучающиеся, помимо пяти часов аудиторных занятий в неделю, столько же времени работают в виртуальной среде, используя электронные тренажеры и различные инструменты онлайн-общения (форумы, чаты, блоги). Следует отдельно отметить, что преподаватели повысили свою квалификацию и многие получили международные сертификаты, свидетельствующие о высоком уровне их подготовки.
- Какие преимущества дает смешанное обучение?
- Модель смешанного обучения представляет собой комбинацию учебных сред: аудиторной и виртуальной. В преподавании английского языка сейчас используется 2 обучающие платформы: Cambridge LMS и собственная система интерактивных онлайн курсов и тестовых материалов на платформе Moodle. Все задания проверяются автоматически, и студенты сами могут понять, над чем им следует поработать больше. Использование виртуальных сред позволяет расширить возможности обучения в индивидуальном режиме и «подстроить» обучение под себя.
- Какие творческие задания или проекты предусмотрены для студентов?
- Им уделяется особое внимание. Проектная деятельность занимает важное место не только в развитии лингвистических компетенций обучающихся, но и стимулирует критическое мышление, творческие способности, развивает интерес к будущей профессии. В будущем мы планируем интегрированные проекты с профильными кафедрами, совместные лекционные и практические занятия на английском.
- К каким результатам приводят эти нововведения? Могут студенты сдать международные экзамены?
- Мы ориентируем студентов на достижение такого уровня владения английским языком, который можно подтвердить международными сертификатами. Наша глобальная цель – это экзамен IELTS. Он сейчас наиболее востребован для учёбы за границей. Студенты с хорошими отметками получают право на подготовку и бесплатную сдачу экзамена IELTS с получением международного сертификата. Таким образом, они могут изучать английский язык в течение семи семестров и оценить свой уровень в соответствии с международными стандартами. Наш коллектив, наши преподаватели за последние годы полностью трансформировали образовательную среду. 79 человек сдали IELTS, 60 человек – FCE. Все заговорили по-английски.
Мы желаем успехов всем, кто проходит обучение в Южно-Уральском государственном университете. Не следует забывать, что навык владения иностранным языком – это признак хорошего специалиста и возможность профессионального роста. Вы сможете пройти обучение за границей или прослушать курсы по вашей специальности на английском языке, читать специализированную и научную литературу и не отставать от новейших тенденций в своей области профессиональных знаний.