Великая Отечественная война стала одним из самых суровых испытаний, выпавших на долю нашей страны. Миллионы людей были вынуждены покинуть родные дома, уехать с земель, на которых веками до этого жили их предки – всё ради спасения. Уезжали рабочие, крестьяне, госслужащие, работники интеллектуального труда: инженеры, конструктора и ученые. Вместе с людьми, приграничные города покидали целые предприятия и учебные заведения. Согласно сводкам Народного комиссариата путей сообщений, только в июле-ноября 1941 года на восток эвакуировались больше 2500 предприятий, из них 1523 крупных завода. Например, в Челябинск были эвакуированы танковые и машиностроительные заводы.
Транспортировка настолько крупных предприятий приводила к потери лабораторного оборудования, часть которого было просто невозможно перевезти поездом. Кроме того, вынужденные переезд был серьезной проблемой для интеллектуалов, инженеров и ученых, которые были вынуждены быстро адаптироваться к новой среде, режиму и условиям работы. Появились и новые инженерные и научные задачи: Вторая мировая война стала войной технологий, а значит войной умов. Разработка и внедрение новых военных технологий не должно было останавливаться не смотря на чрезвычайно сложные сложившиеся обстоятельства.
Лабораториям и фабрикам попросту не хватало людей, ведь многие инженеры, работники фабрик ушли на фронт. Например, в Челябинске требовались работники Тракторного завода. Конечно, часть из них была подготовлена в ходе строительства и в первые годы работы предприятия, но людей все еще не хватало.
В 1942 году было принято решение об эвакуации в Челябинск Сталинградского механического института, сотрудники и преподаватели которого привезли не только часть научной библиотеки вуза, но и свой личный опыт, а также понимание о том, как должен быть правильно организован учебный процесс. Именно тогда подготовкой квалифицированных инженерных кадров для нужд военного производства стал заниматься Челябинский механико-машиностроительный институт (ЧММИ), появившийся в 1943 году.
Работники заводы должны были понимать основные моменты рабочих технологических процессов. Кроме того, инженеры должны обладать качественные знания в области естественных и точных наук, без которых решение ряда технологических задач попросту невозможно. Руководители военных предприятий рассчитывали на помощь преподавателей и сотрудников института: отсутствовали каналы традиционной научной коммуникации, решение части из этих проблем приходилось искать в условиях своеобразного международного, а порой и междугороднего «информационного вакуума», что делало этот поиск особенно болезненным и трудным. В такой ситуации на первый план выходил личный опыт преподавателей, обретенный в довоенный период в самых разных вузах страны.
В 1943 году в ЧММИ обучалось около 600 студентов и 20 аспирантов. В 1944 году было принято решение о восстановлении Сталинградского механического института и большинство преподавателей вуза вернулись на родина.
Другим важным элементом интеллектуальных миграции стали учены из Ленинграда и Харькова, которые прибыли на Южный Урал в ходе эвакуации крупных предприятий в самом начале войны. В 1945 году в ЧММИ было 16 преподавателей «ленинградцев» из всех 75 сотрудников вуза. Преподавание в ЧММИ многие совмещали с работой на предприятиях. В том же году научная библиотека института насчитывала 9612 томов.
Челябинский механико-машиностроительный институт был в первую очередь ориентирован на решение существующих производственных задач, оптимизацию процессов, на основе которых можно было проводить научные исследования и, что немаловажно, получать наглядный конечный результат. Не смотря на все трудности, институт сумел организовать подготовку высококвалифицированных инженерных кадров, а сотрудники и преподаватели ЧММИ регулярно оказывали помощь в решении технологических проблем, возникающих на предприятиях.
В вузе был заложен фундамент необходимый для формирования на Южном Урале новых инженерных школ, первые из которые появятся уже в 50-е гг. ХХ века. Важную роль в этом процессе сыграла интеллектуальная миграция, благодаря которой, качественный состав преподавательского корпуса вузов Южного Урала заметно улучшился.
В дальнейшем ЧММИ стал Челябинским политехническим институтом (ЧПИ), а с 1997 года носит имя Южно-Уральского государственного университета.
По материалам доклада Игоря Вячеславовича Сибирякова, профессора, доктор исторических наук, декана исторического факультета ЮУрГУ.