Школу искусствознания Южно-Уральского государственного университета связывает сотрудничество со Школой искусств и гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета (Владивосток). В связи с этим ученые нашего университета откликнулись на приглашение доктора искусствоведения, профессора Галины Алексеевой и 8 апреля приняли онлайн-участие в Международной научной конференции «Российское дальневосточное искусство и мир» (секция «Проблема генезиса новых культурных кодов в искусстве»). Помимо ДВФУ организаторами конференции выступили Российская Академия художеств и Приморский «Центр русской культуры». В числе спикеров – ведущие ученые страны, а также Китая и Бразилии.
Заведующий кафедрой теологии, культуры и искусства ЮУрГУ, доктор искусствоведения, доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Николай Парфентьев и профессор этой кафедры, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ Наталья Парфентьева выступили с докладом «Проблема генезиса новых культурных кодов в развитии искусства украшенного оружия на Урале». Известная каждому южноуральцу златоустовская художественная гравюра по металлу в российском и мировом пространстве конференции стала настоящим открытием.
Доспехи «Древнее вооружение». Иван Бушуев и мастера Златоуста. 1834 г. Детали.
Два подлинных шедевра декоративного искусства первой половины XIX века прославленного художника-гравера Ивана Бушуева впервые предстали в контексте орнаментальных образов стиля ампир: сабля, преподнесенная в Златоусте императору Александру I в 1824 году, и доспехи «Древнее вооружение» 1834 года, предназначенные для будущего императора Александра II. Было доказано, что освоение образно-символической системы стиля ампир стало переломным моментом в развитии искусства украшенного оружия на Урале.
Выпускник кафедры Семен Ворошин, младший научный сотрудник НОЦ «Актуальные проблемы истории и теории культуры», кандидат культурологии, доцент кафедры дизайна и изобразительных искусств выступил с докладом «Генезис культурной идентичности промышленников и меценатов Строгановых на примере основателя рода Аники Федоровича». Впервые автор определил, что не только материальный капитал, но и духовный багаж, сформированный Аникой Строгановым, стали фундаментом для процветания и культурного развития многих последующих поколений. В процессе исследования определены культурные герои, образы которых заложили мировоззрение меценатов, чьи действия были выбраны как образец ведения дел, связанных с торговлей, промыслами и искусством.
Святая Обедня. Вторая половина XVI в. (до 1579 г.)
Доклады ученых ЮУрГУ вызвали большой интерес необычным ракурсом исследования темы культурных кодов, заложенных в произведениях искусств. Скоро они будут опубликованы в сборнике научных материалов конференции и станут доступными для всех интересующихся историей отечественного искусства.