Ученые Южно-Уральского государственного университета приняли участие в работе круглого стола на тему «Челябинский метеорит: в космосе, на земле, в культурной памяти россиян».
15 февраля 2013 года в атмосферу Земли над территорией нашей области вошло космическое тело с примерной скоростью 18,5 км/с и высотой «главного» взрыва 23 км. Горожане наблюдали прохождение болида, сопровождавшееся сильным взрывом, воздушной ударной волной, световым и электромагнитным излучением, сейсмическим и акустическим возмущением. Его мощность оценивалась от 300 до 500 кт, материальный ущерб – до 1 млрд рублей. Всего пострадало около 1600 человек.
Декан аэрокосмического факультета, кандидат технических наук, доцент Виктор Федоров рассказал собравшимся о том, какой интерес пробудило падение метеорита к теме защиты Земли от астероидной угрозы. В своей презентации он представил интересные факты по истории падения космических объектов. Рассказал о возможных катастрофических последствиях столкновения астероида с земной твердью, подчеркнув важность изучения свойств аэрокосмических тел с целью снижения их угрозы для человечества.
Внимание преподавателей кафедры отечественной и зарубежной истории ЮУрГУ –завкафедрой, доктора исторических наук Ольги Никоновой, доктора исторических наук, профессора Игоря Сибирякова и кандидата исторических наук, доцента Юлии Хмелевской – оказалось сосредоточено на изучении коллективных представлений об этом событии. По мнению Ольги Никоновой, социокультурный эффект падения метеорита стоит рассматривать в нескольких плоскостях. Во-первых, это осмысление того, насколько власть и сам социум были готовы к подобному бедствию. Во-вторых, это культурные аспекты восприятия события, то, как активируется социальный и исторический опыт в моменты катастроф. Например, тунгусский феномен (1908) сопровождался слухами о нападении японцев и о пришествии Антихриста. В ХХI столетии диапазон трактовок уже включал аварию самолёта, взрыв на заводе, неудачное испытание ракеты, возобновление «холодной войны», атаку НЛО и прочее.
Цифровому следу событий были посвящены размышления Игоря Сибирякова. Анализ метеоритного «следа» в глобальной сети позволил выделить несколько комических сюжетов, связанных с событиями 15 февраля:
1. Связь с образом «суровых челябинских мужиков» («Челябинские мужчины настолько суровы, что добывают металл из космоса»).
2. Связь с образами бюрократии и функционированием различных служб и учреждений («Челябинский метеорит по календарю майя должен был упасть 21 декабря 2012 года, но почта России задержала доставку»).
3. Связь с брэндом города («Жители метеорита с ужасом наблюдали приближение Челябинска»).
А знаменитый мем «Ничто так не бодрит, как с утра метеорит» уже давно стал частью современного фольклора!
Юлия Хмелевская заострила своё внимание на таком проблемном поле как коммеморация метеорита: по её мнению, перспектива сохранения в общественном сознании памяти об этом явлении весьма туманна. Хотя, очевидно, что падение небесного светила в 2013 году повлияло на челябинцев: возрос интерес к астрономии, наблюдался всплеск творческой активности (картины, стихи и даже пьесы), активировались «паломничества» на озеро Чебаркуль к месту падения и пр. Однако также заметно и снижение интереса к теме. Слабый коммеративный потенциал этого события связан, в числе прочего, с отсутствием трагической составляющей и серьёзных разрушений. А без этого крайне сложно чтить память, воспевать героизм и самоотверженность людей, учить на примерах высоких идеалов подрастающие поколения. В отличие от любой войны, здесь отсутствует ритуальная церемониальная сторона, способная привлечь массовое внимание социума, а не только узких специалистов.
Все участники круглого стола, среди которых были также представители других челябинских вузов, признали бесспорным научный и образовательный потенциал данного «космического происшествия», а также перспективность научного изучения феномена, проникновение в тайны которого способно привлечь исследователей многих профессий, существующих на планете Земля.