На базе факультета психологии Высшей медико-биологической школы Южно-Уральского государственного университета в 2009 году создана первая в России библиотека тестов. Фонд Тестотеки располагает ресурсами отечественных и зарубежных тестовых методик, научной литературой по психодиагностике. Особую гордость фонда представляют методики, разработанные специалистами факультета психологии ЮУрГУ. Далеко не каждый факультет психологии нашей страны может похвастаться подобным объемом профессионального психодиагностического материала. О Тестотеке беседуем с заведующим кафедрой общей психологии, психодиагностики и психологического консультирования Светланой Морозовой и заместителем директора НОЦ «Психология» (Тестотека) Юлией Черняевой.
– Светлана Витальевна, с какой целью создавалась Тестотека и за счет каких ресурсов формировался её фонд?
– «Тестотека ЮУрГУ и РПО» является первой российской тестотекой. Создавалась она по инициативе Российского психологического общества и ЮУрГУ в 2009 году на факультете психологии с целью соответствия мировым психодиагностическим стандартам, создания полного собрания отечественных и зарубежных методик, используемых в России, обеспечения учебного процесса факультета психологии ЮУрГУ необходимым психодиагностическим инструментарием. Благодаря Н.А. Батурину – основателю факультета психологии, профессору, доктору психологических наук, его научной проницательности и организационному таланту Тестотека работает на благо студентам и ученым уже 12 лет!
В реализации этого проекта приняли участие заинтересованные вузы, организации и частные лица. Значительную часть фонда составляют методики, подаренные нам такими авторитетными компаниями, как ООО «ПсиХрон» (г. Челябинск), ООО Научно-производственного центра «Психодиагностика» (г. Ярославль), Научно-производственное предприятие «Иматон» (г. Санкт-Петербург), Издательство «Когито-Центр» (г. Москва), ООО «Научно-производственная фирма «Амалтея» (г. Санкт-Петербург), Лаборатория «Гуманитарные технологии» (г. Москва).
– Юлия Евгеньевна, расскажите какими психодиагностическими методиками располагает фонд Тестотеки и кто может пользоваться тестами?
– Психодиагностические методики, которыми мы располагаем, позволяют осуществлять профессиональную психологическую диагностику как детей, так и взрослых. Кейсы содержат руководство пользователя, стимульный материал, ключи, а также рекомендации по интерпретации. Исключительно благодаря созданному фонду, наши студенты имеют возможность в рамках учебного процесса осваивать навыки профессиональной диагностики с помощью методик разного уровня сложности. Тестотека, реализуя свои функции, обеспечивает не только сопровождение учебного процесса по дисциплинам «Психодиагностика», «Практикум по психодиагностике», но и служит базой для выполнения научно-исследовательских работ студентов по всем направлениям подготовки.
Материалы из фонда не выдаются на руки, заниматься и работать с тестами возможно только в помещении Тестотеки, кроме случаев, когда проводятся учебные занятия. Есть методики, которые не используются в учебном процессе, это тот психологический инструментарий, который предназначен для работы с детьми и требуют от психологов специальной подготовки. Например, экспресс-методика для диагностики детей 3-4 лет, готовность к дошкольному обучению, психология посттравматического стресса, ПСИ-ПРОФИЛЬ.
В нашем фонде есть тесты, авторами, разработчиками которых является преподаватели, ученые нашего факультета: Н.А. Батурин, Н.Н. Мельникова и др.
Большая часть методик используется в качестве методического материала в процессе освоения студентами дисциплин «Психодиагностика» и «Практикум по психодиагностике». Однако в фонде имеется и такой психодиагностический инструментарий, который может быть использован студентами для осуществления диагностики в рамках проведения ими исследования по теме выпускной квалификационной работы, а также просто для ознакомления со специфическими методами и методиками психодиагностики.
– Юлия Евгеньевна, какая наиболее ценная группа методик в фонде Тестотеки?
– Наиболее ценная для нас группа методик – это те, которые разработаны нашими коллегами – преподавателями и сотрудниками факультета психологии ЮУрГУ. Это «Универсальный интеллектуальный тест» (УИТ СПЧ-М), «Подростковый интеллектуальный тест» (ПИТ СПЧ), Компактный интеллектуальный тест (КИТ СПЧ) (один из авторов – Н.А. Батурин), «Методика диагностики оценочного стиля» (Evaluation Stile) (авторы – Н.А. Батурин, И.В. Выбойщик), «Методика исследования готовности к обучению в школе» (ГОШа) (авторы – Н.Н. Мельникова, Д.М. Полев, О.Б. Елагина), Комплект методик для диагностики психического развития (КМДПР) (авторы – Г.Н. Лаврова, Л.С. Рычкова), «Тест ранней интеллектуально-творческой одаренности» (ТРИТО) (автор – В.Г. Грязева-Добшинская), «Проективная методика диагностики дивергентного мышления (ПМДДМ) (авторы – Н.А. Батурин, Е.Л. Солдатова) и многие другие.
– Светлана Витальевна, сегодня особый интерес к познанию самого себя и другого человека. И какую роль сегодня играет тесты в изучении человека (личности)?
– Интерес в познании самого себя и изучении другого человека всегда оставался и остается значимым. И здесь возникает вопрос «как» и «чем» изучать. В настоящее время существующий интерес к психодиагностике – «распознать» человека. Обладая специальными методическими средствами, психолог-психодиагност способен глубоко проникнуть во внутренний мир человека. Тесты позволяют не только изучать психологическое состояние, но и прогнозировать последствия этого состояния. Но если это самодиагностика, то часто она не во благо, а во вред человеку.
Не секрет, что в настоящее время существуют Тестотеки, подобные нашей. Есть Тестотеки на психологический сайтах, где можно найти тесты (стимульный материал, бланки, инструкции, обработка и интерпретация), разработанные ведущими отечественными и зарубежными психологами.
Однако на сайте вас осторожно проинформируют о том, что полученная информация должна быть интерпретирована квалифицированным психологом. А это значит диагностический инструментарий должен быть исключительно в руках профессионала, чтобы в результате сработать не во вред человеку, а на благо.
– Светлана Витальевна, какие условия должны соблюдаться, чтобы Тестотека соответствовала современным требованиям?
– На момент создания Тестотеки она была первой в России. Несомненно, это одно из достижений нашего факультета, которым мы гордимся. Но время не стоит на месте, а наука непрерывно развивается. Для того, чтобы не чувствовать себя «отсталыми» и идти в ногу с новейшими достижениями психодиагностической науки и практики, необходимо регулярно пополнять фонд новыми современными методиками. А для этого требуются финансовые ресурсы, которые на данный момент, к сожалению, ограничены.
Если у нас в будущем появится такая возможность, то наши преподаватели и студенты смогут реализовать массу интересных исследовательских проектов, используя самые современные инструменты психологической диагностики.