Подверженность рефлексии медицинских работников и зависимость этого процесса от социальной ориентации выявили ученые-психологи ЮУрГУ. С помощью искусственного интеллекта они проанализировали данные специальных опросов студентов и врачей. На основе выводов будут составлены рекомендации для коррекции рефлексивных процессов медицинских специалистов еще во время обучения. Результаты исследования опубликованы в журнале «Образование и наука» (индексируется в Scopus).
Внимание на черты личности
Главной целью обучения в современном мире становится формирование компетенций студентов, которые должны помочь в будущей трудовой деятельности. Однако психологи считают, что не нужно полагаться лишь на компетентностный подход. Не менее важная задача – формирование личностных характеристик, их диагностика и психологическое сопровождение. В особенности это актуально для студентов, осваивающих профессии антропоцентрированного типа, например, будущих медицинских работников.
На первый план у врачей можно вынести рефлексию – осмысление собственных действий, высший психический процесс, формирующийся по мере освоения профессиональной деятельности. Ученые-психологи Высшей медико-биологической школы Южно-Уральского государственного университета исследовали рефлексию на этапах профессионализации, ее роль и содержание, с точки зрения разных подходов: интериндивидного (через качества, проявляющиеся в общении с другими людьми), интраиндивидного (через индивидуальные отличия от других людей) и субъектно-деятельностного (через способность к самоопределению).
«Инновационность исследования заключается в рассмотрении и установлении взаимосвязей рефлексивных процессов и способов социальной ориентации с помощью автоматизированных нейронных сетей», – рассказала старший научный сотрудник кафедры «Общая психология, психодиагностика и психологическое консультирование» ВМБШ ЮУрГУ Галина Горелова.
Нейросети для психологов
Зависимость рефлексивных процессов и способов социальной ориентации демонстрировал регрессионный анализ. Классифицировали данные, полученные во время опроса пяти групп: студентов разных курсов, врачей с разной продолжительностью стажа — с помощью многослойного персептрона. Всего в исследовании участвовали 384 человека от 17 до 76 лет. Рефлексивные процессы изучались с помощью опросника Д. А. Леонтьева «Дифференциальный тип рефлексии», а способы социальной ориентации – с помощью опросника межличностных отношений FIRO (Fundamental Interpersonal Relations Orientation) В. Шутца.
«Студенты были разделены на 3 группы: 59 первокурсников, 52 третьекурсника и 58 шестикурсников. Врачи составили две группы: со стажем до 10 лет – 108 человек, свыше 10 лет – 107 человек. Для выявления зависимостей двух исследуемых признаков и влияния их друг на друга были построены автоматизированные нейронные сети на архитектуре многослойного персептрона по типу регрессионного анализа», – прокомментировал диссертант кафедры Геннадий Мануйлов.
Процесс рефлексии у студентов менее активный, зато они стремятся к большей индивидуальности
Ученые пришли к выводу, что продуктивность рефлексии опытных врачей гораздо выше, чем аналогичный показатель у первокурсников. Однако нормативных значений уровень все равно не достигает, а значит, необходима психологическая коррекция этого процесса.
При этом студенты демонстрируют более выраженное желание сохранить индивидуальность, установить дистанцию в общении, сократить контакты, и страх быть отвергнутыми. Из-за этого, как продемонстрировал нейросетевой анализ, будущие медики и состоявшиеся врачи сталкиваются с непродуктивными формами рефлексии. Например, с интроспекцией – наблюдением собственных психических процессов без инструментов и эталонов, и с квазирефлексией – уходом в посторонние размышления, не имеющие отношения к происходящим здесь и сейчас процессам.
Рефлексия со студенческой скамьи
«Значимость полученных данных для практики профессиональной подготовки к медицинской деятельности заключается в разработке оснований для диагностики, профилактики и коррекции непродуктивных рефлексивных проявлений. На начальных этапах обучения она может осуществляться в ходе учебного процесса и специально организованных факультативных занятий, при работе с действующими врачами – в системе повышения квалификации», – пояснила заведующий кафедрой «Общая психология, психодиагностика и психологическое консультирование» ВМБШ ЮУрГУ Светлана Морозова.
Дальнейшие исследования будут направлены на разработку рекомендаций и программ для профилактики и коррекции рефлексивных процессов и внутриличностных конфликтов при работе с будущими и действующими специалистами здравоохранения.
Южно-Уральский государственный университет (ЮУрГУ) – это университет цифровых трансформаций, где ведутся инновационные исследования по большинству приоритетных направлений развития науки и техники. В соответствии со стратегией научно-технологического развития РФ университет сфокусирован на развитии крупных научных междисциплинарных проектов в области цифровой индустрии, материаловедения и экологии. В Год науки и технологий ЮУрГУ примет участие в конкурсе по программе «Приоритет–2030». Вуз выполняет функции регионального проектного офиса Уральского межрегионального научно-образовательного центра мирового уровня (УМНОЦ).
#годнауки #сновавнауку #годнаукиитехники