Заявка проекта кафедры философии «Адаптационный чат-бот для иностранных студентов российского университета Сократ-2020» выиграла конкурс грантов Президента Российской Федерации, направленных на развитие гражданского общества в 2021 году.
В рамках реализации трансдисциплинарных задач сотрудниками кафедры философии Института медиа и социально-гуманитарных наук и научно-образовательного центра практической и прикладной философии ЮУрГУ под руководством директора НКО Ассоциация философов-практиков «Рацио», профессора, доктора философских наук Сергея Борисова на конкурс была подана заявка проекта, объединяющего гуманитарные и технические науки в их практическом приложении к реальным потребностям вуза.
«Чат-боты на современном этапе развития цифровых технологий уже эффективно интегрируются в электронное и смешанное обучение, а также автоматизируют повторяющиеся, рутинные задачи студентов и преподавателей. Среди популярных образовательных чат-ботов выделяют чат-боты для выбора курсов, для предварительной регистрации, для полового воспитания и другого. Однако обнаруживается нехватка программ, обеспечивающих адаптацию студента к новой среде (языковой, образовательной, культурной). На основе базы данных, накопленной в области философской практики, будет разработано и апробировано программное обеспечение, позволяющее иностранному студенту в диалоговой форме получать всю необходимую информацию об особенностях жизни в Уральском регионе, об истории, культуре, инфраструктуре и прочих аспектах социальной жизни. Это позволит с учетом адресного запроса индивида совершенствовать навыки его культурной, образовательной и когнитивной компетентности, повышающие качество его жизни, эффективность обучения», – рассказал о проекте руководитель заявки Сергей Борисов.
Заведующая кафедрой философии, доцент, кандидат философских наук Елена Гредновская поясняет цели и специфику проекта:
«Чат-бот “Сократ-2020” предназначен для адаптации иностранных студентов высших учебных заведений: совершенствование навыков их культурной, образовательной и когнитивной компетентности, повышение качества их жизни, эффективности обучения, гармоничной интеграции в социально-культурную жизнь города и региона. Достижение такого эффекта, по мысли разработчиков кейса, основано на использовании методологии философской практики по преодолению когнитивного диссонанса, в котором оказываются иностранные студенты, столкнувшиеся в период обучения в другой стране с языковыми, ментальными и прочими особенностями иной культуры. Поэтому поддержка гранта по этому проекту для кафедры является знаковой, так как она в очередной раз подтверждает реальную востребованность ресурса философской практики в современном мире».
В команду проекта входят представители кафедр и лабораторий ИМСГН ЮУрГУ: заведующая кафедрой социологии Елена Салганова, заведующая лабораторией кафедры социологии Наталья Гефнер, заведующая кафедрой общей психологии, психодиагностики и психологического консультирования Светлана Морозова, директор научно-образовательного центра «Лингво-инновационные технологии» Светлана Шереметьева и ее заместитель Ольга Бабина, старшие научные сотрудники научно-образовательного центра практической и прикладной философии Артур Дыров, Регина Пеннер, Екатерина Миляева, Вероника Богданова, Кирилл Резвушкин, Ирина Камалиева.