Эффективный материал для смазки рельсов предложили ученые Автотранспортного факультета Южно-Уральского государственного университета. Гибридный рельсосмазыватель легко использовать, он защищает не только колеса поезда от износа, но и кривую часть пути и стрелку. Разработка исследователей ЮУрГУ будет протестирована на Свердловской железной дороге.
Инновационный смазывающий состав, который планируют применять на магистральных локомотивах Свердловской железной дороги, разработали ученые Южно-Уральского государственного университета. Перед исследователями, доцентами кафедры «Автомобильный транспорт» Автотранспортного факультета Политехнического института ЮУрГУ Игорем Мухортовым и Игорем Левановым, стояла задача усовершенствовать процесс нанесения смазки на поверхность колеса и предложить эффективное вещество.
На фото: Игорь Леванов
Смазка используется для снижения трения колес железнодорожного транспорта о рельсы при поворотах, предупреждая тряску, потерю энергии и изнашивание колес. Однако твердые образцы практически не смазывают боковые части колес и ходовую поверхность рельсов, мягкие – быстро расходуются. При высокой скорости скольжения шероховатая сталь разрушает смазочный брикет и разбрызгивает содержимое.
«Эффективность смазки не так важна, как способ ее нанесения на поверхность колеса. Поэтому нами было принято решение помещать сравнительно мягкую и эффективную смазку в оболочку из твердого, но неабразивного материала. Преимущество рельсосмазывателя брусочного типа не только в его эффективности, но и в распространенности. Для реализации разработки не требуется никаких изменений конструкции рельсосмазывающего оборудования», — прокомментировал к.т.н. Игорь Мухортов.
Рельсосмазыватель, предложенный для использования учеными ЮУрГУ, также защищает кривую часть пути и стрелку. Однако главные оценочные параметры разработки – износ колесных пар и расход смазки. На базе ЮУрГУ образцы твердопластичной смазки с эффективным компонентным составом успешно прошли проверку. Их изготавливали в Лаборатории эксплуатационных материалов, а тестировали в Лаборатории триботехники с помощью машин трения и другого вспомогательного оборудования. Подразделения относятся к Автотранспортному факультету. Опытные испытания на железной дороге начнутся позже.
Ученых Южно-Уральского государственного университета привлекло к процессу ООО «ИнтеллРосс». Компания занимается изготовлением твердых смазок. В начале 2020 года между организацией и ЮУрГУ был заключен договор о сотрудничестве.
Южно-Уральский государственный университет – это университет цифровых трансформаций, где ведутся инновационные исследования по большинству приоритетных направлений развития науки и техники. В соответствии со стратегий научно-технологического развития РФ университет сфокусирован на развитии крупных научных междисциплинарных проектов в области цифровой индустрии, материаловедения и экологии. В рамках данных направлений исследуются объекты металлургии, машиностроения, энергетики, ЖКХ, безопасного пространства городской инфраструктуры и комфорта человека.
ЮУрГУ – участник Проекта «5-100», призванного повысить конкурентоспособность российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров.
СМИ о нас:
ИА REGNUM: Учёные ЮУрГУ создали инновационную смазку для поездов