Психологи Южно-Уральского Государственного университета дали рекомендации по преодолению стресса во время пандемии коронавируса. В условиях эпидемиологической ситуации жить и работать всем приходится по-новому. Сегодня не осталось тех людей, которых не коснулись бы изменения. Каждый вынужден приспосабливаться и стараться поддерживать привычный ритм жизни. И в первую очередь перестраиваться пришлось школьникам и студентам, а значит, всей системе образования.
Оксана Конева, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Общая психология, психодиагностика и психологическое консультирование» объяснила, как не поддаваться панике в стрессовых условиях и учиться без потери эффективности.
─ Повлияла ли пандемия на начало учебного года?
─ Начало каждого нового учебного года ─ эмоционально сложный, а для многих ребят даже стрессовый, период. Тяжело приходить в классы после длительных летних каникул, снова адаптироваться к учебной обстановке. А уж в этом году, после удалёнки и самоизоляции, это тяжело вдвойне. Например, сложно писать Всероссийские проверочные работы, проводимые в целях мониторинга результатов перехода на ФГОС. Но они необходимы для того, чтобы понять, какие пробелы в знаниях остались у ребят после весенней удалёнки, какие темы еще нужно подтянуть, как скорректировать программы по учебным предметам. Вроде бы благие намерения. Но главное сейчас ─ нормально войти в ритм, оценить психологическое и физическое состояние детей, эпидемиологическую обстановку, в которой мы находимся.
─ В сентябре мы наблюдали провальные результаты ВПР у школьников. Почти 100% двоек. Неужели причина только в удалёнке?
─ Первый месяц осени - это как раз период адаптации учеников к школе. Проведение проверочных процедур нецелесообразно ни физиологически, ни психологически в этот период. И если уж есть необходимость измерить результат удаленного обучения, то это нужно делать, на мой взгляд, не раньше октября, потому что все учились очень по-разному и как умели. Необходимо отметить, что ситуация проверки практически всегда стресс для многих людей. Педагоги, обучающиеся, родители - это те участники образовательного процесса, которые нуждается в психологической поддержке. Легко сказать, «не паникуйте!», и «это пройдет» ... Так ещё Соломон говорил! Но как не паниковать? Коллективная паника ─ это не просто страхи разных людей. Такая паника распространяется как настоящий информационный вирус, растет в геометрической прогрессии и приводит к массовым поведенческим нарушениям.
─ Есть ли способ справиться с паникой?
─ Современная система проверок знаний у детей устроена так, что учеников с 4-х классов уже начинают готовить к процедуре сдачи экзаменов. Дети привыкают к такой системе оценки их знаний и меньше тревожатся. Тут главное, на мой взгляд, родителям не паниковать. А что, если ребенок не получит высокие баллы или его вообще ждет провал? Главная задача родителей – снизить уровень тревожности и у себя, и у детей. Дети к экзаменам относятся гораздо спокойнее, чем родители. Учитесь у детей!
─ Какие ошибки совершают родители?
─ К сожалению, многие родители совершают ошибки в ходе подготовки своего ребенка к таким процедурам. Самая частая ошибка – это отношение к ВПР как испытанию, которое можно пройти только ценой больших жертв и, прежде всего, ценой здоровья. Подобная установка родителей создает проблемы у ребенка. Часто родители используют запугивание и «страшилки» - это плохие помощники в преодолении стресса. Еще одна весьма распространенная родительская ошибка – это сравнивание своего ребенка с более успешными сверстниками, старшими братьями и сестрами, подчеркивание их успехов и положительных качеств. На самом деле, все это редко приводит к желанию победить соперника или «взять с него пример», но чаще всего может просто создать конфликтную ситуацию в семье. Излишняя суета, опека, тотальный контроль и требование интенсивной подготовки, нарушающие режим труда и отдыха («Почему не занимаешься?», «Сколько выучил?», «Почему делаешь не то, а это?»), в основном вызывают раздражение и протест. Родителей часто возмущает желание ребенка прогуляться, отвлечься, пойти в кино или просто поваляться на диване, слушая музыку. Безусловно, усиливает волнение и страх перед ВПР подчеркивание ответственности, которая лежит на плечах ребенка, - перед школой, учителями, родителями. «Мама этого не переживет», «Бабушку это добьет», «Перед родителями будет стыдно» ─ не те аргументы, которые помогут снять волнение и тревогу.
─ Как же помочь ребенку подготовиться к проверочным работам и экзаменам?
─ Важнейший фактор, определяющий успешность вашего ребенка ─ это психологическая поддержка. Поддерживать ребенка значит верить в него. Оказывать психологическую поддержку ребенку можно разными способами. Первый способ ─ продемонстрировать Ваше удовлетворение от его достижений или усилий: «Ты уже так многого достиг!». Другой способ - научить ребенка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты сможешь это сделать!». «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты знаешь это очень хорошо».
─ Какие рекомендации вы, как психолог, могли бы дать по подготовке к тестам и экзаменам? Думаю, студентам во время сессии они тоже будут очень полезны.
─ Хотелось бы поделиться секретами тайм-менеджмента, которые позволяют расставить приоритеты в учебных делах, определить количество энергии на выполнение дел и сохранить хорошее настроение. Основная техника ─ метод планирования: 1-3-5. Нужно написать список из 9 дел и разделить их на следующие группы: одно самое важное и сложное дело (например, ВПР или экзамен); 3 более мелких и менее энергозатратных дела; 5 очень мелких дел, которые не потребуют большой энергии. Теперь о каждой группе подробнее. Важное и сложное дело: наши ресурсы имеют ограничение. Если ты сосредоточишься на чем-то одном и важном, ты найдешь для него и время, и силы. Как только ты определишь главную задачу, выпиши все этапы ее выполнения, так к цели ты придешь быстрее. Три более мелких и менее энергозатратных дела. Запиши дела, которые занимают мало времени и их можно выполнить в другой день, если нет времени. Такие дела могут переходить из плана в план и в итоге стать важной задачей. Это вполне нормально. Главное понимать, какое дело в фокусе внимания, а каким можно жертвовать. Пять очень мелких дел: рутинные и ежедневные дела. Они не требуют концентрации и сдвигаются на неделе. Можно выделять время для таких задач в течение дня или делать в перерывах между основными делами.
─ Самоорганизация – наше всё?
─ Самоорганизация ─ это возможность добиться максимального эффекта при наименьших затратах энергии, времени, материалов; правильное использование времени с наибольшим результатом; ясное представление цели, смысла, порядка выполнения, приоритетов работы. Понятия «адаптация» и «самоорганизация» в русле современного обучения очень тесно связаны между собой. От самоорганизации ученика в обучении зависит время адаптации, т.е. насколько быстро обучающийся сможет адаптироваться к изменившимся условиям. И, наоборот, успешность адаптации влияет на самоорганизацию, а значит и на учебные результаты.
─ Коснулись ли вас подобные трудности?
─ На своём примере – я мама выпускницы – скажу, что абсолютно убеждена в следующем: если в течение учебного года родители смогли внушить ребенку уверенность в том, что жизнь его после сложного периода проверок, экзаменов, тестов не закончится, что его не перестанут любить, даже если он напишет ВПР, ОГЭ и ЕГЭ на низкие результаты, то подросток будет более спокойным. Поэтому не избегайте общения во время учебы, стрессовых ситуаций, идите навстречу ребенку, спрашивайте его и предлагайте варианты помощи. Но при этом дайте четко понять, что экзамены и учеба ─ это зона его ответственности. Желаю успеха!!!
Благодарим Оксану Борисовну Коневу и кафедру общей психологии, психодиагностики и психологического консультирования за предоставленный материал.