Выпускник Политехнического института Южно-Уральского государственного университета Кирилл Хажиахметов окончил аэрокосмический факультет по специальности «Проектирование авиационных и ракетных двигателей» с красным дипломом. В школьные годы он принимал участие в многопрофильной инженерной олимпиаде «Звезда», а будучи студентом стал ее организатором. Кроме того, Кирилл принимал участие в разработке стратегии развития ЮУрГУ, прошел обучение в Военном учебном центре и получил звание лейтенанта запаса. Аспирант рассказал о своей научной деятельности и о том, какие возможности дал ему университет.
– Чем была интересна студенческая жизнь в Политехническом институте?
– В первую очередь – своим многообразием. Для меня каждый этап обучения в университете сопровождался полной сменой видов деятельности.
Конечно, первый курс в основном ушел на адаптацию к жизни в вузе. Я привыкал к новому ритму жизни, лекциям и практикам, сессиям. После этого меня увлекло олимпиадное движение. Принимал участие в олимпиадах различного профиля и уровня, как технических, так и гуманитарных. Самое главное достижение в этой отрасли – участие в международной олимпиаде по теоретической механике в городе Гомель (республика Беларусь). Наша команда тогда заняла первое место, и я очень этим горжусь.
Разработка стратегии развития ЮУрГУ
- После участия в олимпиадах, начиная с третьего курса, я принимал участие в разработке стратегии развития университета, которая представляла из себя серию проектно-аналитических сессий, они проходили на базе ЮУрГУ и МАИ в течение года. Я прошел обучение совместно с преподавателями и руководством университета в школе управления МАИ, в результате которого мы представили ряд стратегических направлений развития нашего университета, многие из которых реализованы уже сейчас. Примером является проектное обучение, которое стало лучшей мировой практикой и применяется в ведущих вузах различных стран. На сессиях мы также отмечали важность цифровизации процессов, которая сейчас проводится внутри всего университета и наличия внутри каждого структурного подразделения ЮУрГУ крупных междисциплинарных проектов, как например проект по астероидной безопасности на моем факультете. Однако написать стратегию развития недостаточно, необходимо приступать к ее реализации здесь и сейчас.
После проектно-аналитических сессий я принял участие в проекте своего факультета.
Конструкторское бюро «Астероид»
Работы по проекту астероидной безопасности осуществляются в студенческом конструкторском бюро «Астероид» и мое участие в нем было очень разносторонним. Мы занимались расчетами, конструированием, поиском инновационных решений, написанием статей, участием в конференциях в Ижевске и Санкт-Петербурге и другим. Результатом работы в СКБ также являлся мой дипломный проект. В нем представлена инновационная разработка, ранее не применяемая для решения подобных задач. Благодаря междисциплинарному исследованию, дипломный проект является достаточно проработанным. Помимо технической составляющей было представлено исследование рынков, БЖД и многое другое.
«Участие и подготовка к олимпиаде «Звезда» позволяет приобрести важный навык – самостоятельный поиск и освоение информации»
– Кроме студенческих олимпиад вы еще принимали участие в организации олимпиадного движения для школьников, в том числе Многопрофильной инженерной олимпиады «Звезда». В чем оно заключалось? Какие преимущества дает школьникам участие в МИО «Звезда»?
– В Многопрофильной инженерной олимпиаде «Звезда» я принимал участие еще школьником. Изначально участвовал в олимпиаде в качестве волонтера: мы занимались простыми задачами, помогали в организации процесса проведения олимпиады. Постепенно работа становилась более сложной, было достаточно интересно подключиться к ней уже будучи студентом, спустя некоторое время я уже самостоятельно проводил олимпиаду в Копейске. МИО «Звезда» дает существенные преимущества школьникам при поступлении, а также позволяет претендовать на повышенную стипендию уже с первого семестра, в случае успешного поступления в ЮУрГУ.
Конечно, задания олимпиады достаточно сложные и для их решения недостаточно просто знать общеобязательную школьную программу, требуется систематическая работа по поиску и усвоению информации по интересующему предмету. Просматривая задания олимпиады, я заметил, что многие из них соответствуют уровню 1-2 курса университета. Некоторые из них можно решить логически, но все же для более сложных задач требуется дополнительное обучение.
Участие и подготовка к олимпиаде позволяет школьникам приобрести важный навык – самостоятельный поиск и освоение информации вне школьной программы. Этот навык будет очень полезен при обучении в университете.
«Обучение в Военном учебном центре было очень интересным, а главное – полезным»
– Как проходило ваше обучение в Военном учебном центре?
– Я обучался в ВУЦ 2,5 года по специальности «Хранение и ремонт боеприпасов, взрывателей, осветительных и сигнальных средств». Для поступления туда требуется успешное обучение, хорошая физическая подготовка, крепкое здоровье, а главное – желание. Сам процесс начинается не сразу: ближе к концу второго семестра смотрят на успехи в учебе за данный период, достижения. На основании этого определяют программу обучения (солдат/сержант/офицер). После прохождения отбора согласно основному расписанию выделяется день на занятия, в свободное от пар время проходит обучение. У нас были лекции, практические занятия, строевая и огневая подготовка. Во время обучения мы принимали участие в различных мероприятиях – парад, вальс победы. По традиции заканчивается обучение военными сборами. Я проходил сборы в Чебаркуле, в воинской части, там же принимал присягу. Военный билет офицера запаса вручается после получения диплома по основной специальности. Полученные знания и опыт позволяют продолжить карьеру в Вооруженных Силах РФ, и некоторые выпускники нашего года сделали выбор в пользу службы в армии. Обучение было очень интересным, а главное – полезным.
«Если вам действительно интересно, результат будет всегда»
– Кирилл, как планируете строить свою карьеру?
– Сейчас я учусь в аспирантуре на своей кафедре, продолжаю участие в проекте по астероидной безопасности, преподаю некоторые дисциплины. Опыт преподавания у меня есть.
– При выборе вуза многие абитуриенты интересуются размером стипендии. Можете рассказать об этом поподробнее?
– Формирование стипендии сильно зависит от количества и результатов работы студента. Например, моя стипендия ниже восьми тысяч рублей в месяц не опускалась и чаще всего была значительно больше. Однако для этого пришлось активно участвовать в различных сферах жизни университета и тратить на это большое количество времени. Если вы просто посещаете пары и сдаете зачеты, стипендия будет базовой. Далее в зависимости от успешности сдачи сессии она будет накапливаться до определенного порога. Для дальнейшего увеличения стипендии придется включаться в какой-либо вид деятельности, а лучше сразу в несколько. Например, волонтерская деятельность, наука, спорт, творчество. Конечно, участия будет недостаточно, нужен будет результат. Но если вам действительно интересно, результат будет всегда.