Профессор кафедры отечественной и зарубежной истории ЮУрГУ рассказал о тайнах археологических раскопок

Изучать историю интересно, в то же время – весьма полезно и просто необходимо, поскольку с развитием современных средств коммуникации в сети Интернет можно наткнуться на множество различных исторических гипотез, домыслов, измышлений. И только наука может установить истину. Например, история и археология помогут достоверно узнать, откуда пришел на ту или иную территорию какой-либо народ, каков был его образ жизни (оседлый или кочевой), какой тип деятельности у него преобладал (охота, собирательство, скотоводство или землепашество).

За открытием тайн прошлого стоит кропотливая работа ученых, в их числе немало выдающихся исследователей, которые трудятся в Южно-Уральском государственном университете. Один из них – заместитель директора Института медиа и социально-гуманитарных наук ЮУрГУ по научной работе, профессор кафедры отечественной и зарубежной истории ЮУрГУ, ведущий научный сотрудник Института истории и археологии Уральского отделения РАН, доктор исторических наук Андрей Епимахов. Он является автором более 300 публикаций, его международная научная деятельность связана с реализацией крупных проектов совместно с Кембриджским и Оксфордским университетами, Университетом Питтсбурга, Университетом Гёте (Франкфурт-на-Майне), Свободным университетом Берлина, Университетами Копенгагена, Гетеборга, Цюриха, Торонто, Датским университетом и другими.

– Андрей Владимирович, кто или что повлияло на ваш выбор профессии?

– Археологом мечтал стать с детства, хотя среди родных не было профессиональных историков. Много читал книг и научно-популярных журналов, особенно нравились «Вокруг света» и «Наука и жизнь», где рассказывалось об открытиях археологов. И уже в 5-м или 6-м классе понял, что тоже хочу быть археологом. Но в детстве казалось, что все открытия делаются где-то далеко: в других регионах, в иных странах. Не думал, что земля Урала столь богата тайнами прошлого. Как и многие, я участвовал в олимпиадах по истории, а в 9-м классе мне крупно повезло: поехал в свою первую экспедицию в Северный Казахстан, руководителем был известный ученый Геннадий Зданович – первооткрыватель Аркаима, который развернул деятельность по его спасению от затопления и организовал команду по его исследованиям.

Поступил я на исторический факультет Челябинского госуниверситета, так как именно там было много археологов, там же трудился и трудится Геннадий Борисович.

– Расскажите, пожалуйста о студенческой практике, романтике раскопок. Повлиял ли на вашу работу режим самоизоляции?

– Разумеется, этот учебный год был непростым, он бросил много вызовов. Однако с ними справились и преподаватели, и студенты. К сожалению, неблагоприятная эпидемиологическая ситуация заставила нас изменить форму летней практики студентов. Обычно летом все студенты выезжают на раскопки, в археологические экспедиции (кроме тех, кому не позволяет состояние здоровья). Но сейчас полевая практика невозможна, и мы нашли альтернативный вариант. Студентов направили на практику в лабораторию экспериментальной археологии ЮУрГУ, которую возглавляет младший научный сотрудник Научно-образовательного центра евразийских исследований Южно-Уральского госуниверситета Иван Андреевич Семьян. В этой лаборатории воспроизводятся предметы, которыми пользовались древние люди, идет реконструкция технологических процессов. Цель такой работы – понять не только как были изготовлены артефакты, но и как их использовали в древности. Часто ответ на этот вопрос вовсе не очевиден. Студенты смогут увидеть своими глазами, а главное, – попробовать свои силы в получении нового археологического знания. Работа малыми группами позволяет соблюсти все необходимые санитарные условия.

На фото: Иван Семьян

Другая часть практики студентов – обработка и описание археологических находок, обнаруженных в экспедициях прошлых лет. Часть из этих вещей находится в учебном музее ЮУрГУ «Наука и технологии Урала», еще часть – в Государственном историческом музее Южного Урала и других музеях, с которыми мы давно и плодотворно сотрудничаем. Надо хорошо понимать, что все археологические находки – собственность государства. Поэтому раскопки имеют право вести только люди с соответствующей квалификацией и имеющие особый документ – так называемый Открытый лист, который выдается конкретному исследователю на конкретный памятник и утверждается Министерством культуры РФ. По окончании работ исследователь должен сдать в министерство отчет, который строго проверяется сотрудниками головного Института археологии РАН. После окончания работ ученый может в течение трех лет работать с материалами (археологическими находками), а потом обязан сдать их на государственное хранение в музейный фонд Российской Федерации. Музеи составляют акты, подтверждающие, что коллекция сдана, все находки вносятся в Государственный каталог Российской Федерации. Любой желающий может найти интересующую его информацию в открытом доступе.

В научной работе археологов много времени занимает работа с чертежами и находками. Так, найденную вещь нужно описать, сфотографировать и зарисовать, очистить от грязи, пыли, песка. Если она повреждена, что нередко бывает, то восстановить с использованием соответствующих технологий. Кстати, зарисовка очень важна. Человек видит больше, чем фотоаппарат, например, сечение предмета, может попробовать дорисовать недостающий фрагмент, оценивает размер вещей. И это очень важно, поскольку может сыграть решающую роль в дальнейшей научной работе.

Разумеется, будущие археологи должны уметь описывать коллекции предметов – и этому они тоже учатся на практике под руководством опытных наставников.

Конечно, такая работа требует усидчивости. Наверное, не будет преувеличением сказать, что обработка и описание источников занимают львиную долю времени в научно-исследовательской деятельности. Анализ и выводы даются нелегко. Нужно понимать, что открытия, как и научные статьи (а тем более монографии) – плод многодневных, а часто многолетних, усилий.

– Расскажите, пожалуйста, об интересных открытиях и научных изысканиях в региональной археологии.

– В 2019 году вышла долгожданная статья The Genomic Formation of South and Central Asia («Формирование генома Южной и Центральной Азии») в журнале Science, одним из авторов которой я являюсь. У ее публикации длинная предыстория. Сначала в открытом доступе были размещены первый вариант рукописи и исходные материалы к этой статье для всеобщего ознакомления. Среди них описание материалов находок могильника бронзового века (начало II тысячелетия до нашей эры) Каменный Амбар-5 (в Карталинском районе Челябинской области). Данные материалы получили 600 откликов ученых, которые вносили дополнения, уточнения, цитировали. С их учетом и была написана эта статья. На нее тоже было много откликов, ее также активно цитировали. Всего же статья объединила более ста авторов, в числе которых и я, из 20 государств, включая РФ. Надо хорошо понимать: сама статья может быть не очень большой, например, пять страниц, но сопроводительный материал – колоссальный.

Исследованы останков древних людей, чтобы выяснить их пол, состав, были ли они родственниками причины смерти

Наша работа посвящена палеогенетическим исследованиям, написана в том числе на материале раскопок на месте вышеупомянутого могильника Каменный Амбар. Были исследованы останки пятидесяти древних людей, с целью выяснить их пол, были ли они родственниками друг другу, однородное ли это население по составу или состояло из выходцев из разных мест, каковы были причины смерти (голод, болезни). Эти люди сравнивались и с современными выборками, и с останками древних людей других территорий (от Алтая до Центральной Европы, от Урала до Северной Индии).

Методы палеогенетики позволяют уловить перемещения (миграционные процессы) древних людей, но не отвечают на вопрос о предках современных народов. Ведь за многовековую историю этносы так или иначе контактировали и неизбежно смешивались. Сценарии могут быть очень разными: пришлые группы («переселенцы») могут почти бесследно «раствориться» в местном населении, но бывает и наоборот. Хотя, конечно, существуют определенные генетические маркеры, характерные для больших этнических групп, рас, с которыми работают ученые.

Кроме того, в начале 2020 года получил сертификат как самый цитируемый автор за статью 2017 года в англоязычном научном журнале Ecology and Evolution («Экология и эволюция»), который входит в научные базы данных Scopus и Web of Science.

По роду деятельности приходится много сотрудничать не только с российскими, но и с зарубежными учеными в разных отраслях науки: экологами, генетиками и другими. Они помогают установить, какой пищей по преимуществу (растительной или животной) питались древние люди, какими недугами страдали и многое другое. Для этого необходимо использовать дорогостоящее оборудование, которого зачастую нет в России, поэтому мы взаимодействуем с иностранными коллегами. Но они по большей части настроены на партнерские взаимоотношения в науке, так что работаем мы плодотворно, пишем совместные научные статьи. Материал находим мы, другие его изучают с помощью специального оборудования, потом полученные данные нами анализируются с разных позиций: истории, антропологии, генетики и так далее.

Изучение изотопной «подписи» позволит определить, откуда были родом те или иные древние люди

Еще одна приятная новость: мы недавно получили подтверждение, что наша заявка на грант Российского научного фонда одобрена. Предстоит заниматься изучением миграции и мобильности древних человеческих коллективов с точки зрения изотопного анализа. К счастью в России есть соответствующее оборудование, в нашем случае это удачный пример интеграции академической и вузовской науки. ЮУрГУ взаимодействует с Институтом геологии и геохимии Уральского отделения Российской академии наук и Южно-Уральским федеральным научным центром минералогии и геоэкологии УрО РАН.

Наша задача – создать инструмент для такого анализа мобильности людей и животных для территории Урала. Это позволит определить, откуда были родом те или иные древние люди: местные, то есть родившиеся и выросшие на данной территории, или пришлые. Масштаб исследований может быть разным – от отдельного индивида до большого коллектива. Работа построена именно на уральском материале, так как здесь сложная геологическая структура – почти каждый участок имеет свой состав минералов разного геологического возраста. Сначала отработаем методику на небольших территориях, далее будем масштабировать эту практику. Поясню: у каждого геологического участка есть своя изотопная «подпись». Поэтому человек, родившийся и проживающий в определенном месте в древности, как правило, питался теми растениями или животными, которые тут же и выросли. Это откладывалось в костных тканях, а наша задача «прочитать» изотопную подпись этих костей и сравнить ее с геологическим фоном. Разумеется, такого импорта продуктов, как сейчас, раньше не было – обитатели степей точно не потребляли бананы из Южной Америки, как современные жители РФ.

Итак, почва с минералами оставляет определенный след на всем, что здесь растет. И, конечно, если человек пил местную воду и ел ту или иную пищу, она оставляет определенный след в его костях. Вот как раз с помощью изотопного анализа мы и выясняем это: если человек ел местную, выросшую здесь пищу с рождения – значит, местный, нет – значит пришлый.

Урал очень удобен для изучения тем, что здесь много разных минералов, в отличие, например, от прилегающей Западной Сибири, где геология достаточно однородная. Следовательно, изотопные подписи разных участков этого большого региона будут различаться слабо. В ближайшие три года планируем заниматься этой тематикой. Чтобы выводы были более масштабными и точными, потребуется серьезное расширение территории работ. Надеюсь, что все получится.

– При такой загруженности остается ли время для каких-то увлечений?

– Моим главным увлечением была и остается наука – археология. А она дает всё: пищу для ума, для решения головоломных тайн прошлого, азарт поиска, физическую работу на раскопках и определенную долю романтики с песнями у костра в археологических экспедициях.

 

Иван Загребин, Фото Олега Игошина и из архива А.В. Епимахова
Контактное лицо по новости: 
Евгений Загоскин, отдел интернет-порталов и социальных медиа, 267-92-86
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.