Нового осмысления политических и правовых категорий требует XXI век. Специалисты ЮУрГУ решили взяться за решение этой проблемы. Исследователи проследили развитие понятия «суверенитет», его связь с теологическими источниками и сегодняшний подход к этой категории. Статья, в которой представлена векторная теория суверенитета, опубликована в одном из престижных журналов первого квартиля «European Journal of Science and Theology».
Мир стремится к глобализации
С начала XX века неотъемлемым признаком независимого государства является суверенитет. Это политическая и правовая категория, которая определяет политическую самостоятельность государства во всех внешних делах и верховенство государственной власти во внутренних. Содержание термина «суверенитет» формировалось несколько веков, однако с наступлением нового тысячелетия устарело и должно быть пересмотрено.
Специалисты в области юриспруденции предполагают, что с развитием новых технологий стал устанавливаться новый порядок. Мир больше не стремится к разделению, наоборот, все актуальнее становятся процессы глобализации. Трансформируются не только общественные отношения, которые лежат в основе суверенитета, но и сама концепция этого явления. Значит, скоро понадобится новая модель политической и правовой независимости государства.
Первый шаг к ее созданию сделали представители Юридического института ЮУрГУ. Старший научный сотрудник кафедры «Теория государства и права, конституционного и административного права» Сергей Зенин представил векторную теорию суверенитета, в основе которой положена зависимость трансформации суверенитета от трансформации его носителя. По мнению исследователя, только проследив вектор развития понятия «суверенитет», можно определить сегодняшнее его содержание.
«Теоретическая формализация концепции государственного суверенитета в наше время неразрывно связана с заимствованием и адаптацией теоретических идей из богословия и юридических утверждений из канонического права, что нашло отражение в развитии сущности королевской власти. Светская власть монархов постепенно приобретала черты, которые впоследствии были отражены в сущности государственной власти и по-прежнему актуальны. Такой взаимный обмен между религиозными и политическими вопросами раскрывает как теологизацию политического пространства, так и политизацию богословского пространства», — пояснил Сергей Зенин.
Чтобы представить векторную теорию, исследователь изучил культовые тексты, источники права средних веков, а также отечественную и зарубежную философскую, и юридическую литературу. Однако основой стали теологические книги. Именно богословские идеи, связанные с властью, позволили исследователю проследить развитие понятия «суверенитет».
Вектор движения суверенитета
Исследователь Южно-Уральского государственного университета объяснил, что изначально существовал божественный суверенитет: именно Создатель сосредотачивал в себе власть и мог передавать ее другим. В Средневековье понятие «суверенитет» было связано с верховенством — то есть силой, которая не контролируется другими. Религиозная власть все еще превосходила светскую, а земным ее проявлением являлся Папа. Однако в политическом пространстве усиливалась борьба за независимость — и в итоге суверенитет «повернулся» в сторону государственной власти. Поскольку основной формой правления тогда была монархия, считалось, что правитель получает власть от Бога. Отсюда шло развитие идей неприкосновенности и ритуалов, подтверждающих эти убеждения — например, дышащих статуй — визуализации бессмертия королевской власти. Итогом борьбы за независимость стало появление общенационального и территориального суверенитетов. Именно на них опираются концепции, существующие в наше время. Абсолютный суверенитет — обязательный атрибут государства и сосредоточен в руках суверена, в монархиях — представлен королем или самодержцем, в аристократии — меньшинством, в демократиях — людьми. Получается, что явление суверенитета прошло путь по вектору от абсолютной единой власти к сложной многокомпонентной идее.
Исследование идей суверенитета будет продолжено. Сергей Зенин полагает, что следующим шагом станет создание модели государственного суверенитета. Она будет принципиально новой, основанной на современном подходе к понятию «суверенитет», связанном с глобализацией.
«Для Юридического института научные исследования находятся в приоритете. Мы стремимся создавать научные идеи, которые были бы интересны широкому кругу ученых во всем мире. Например, сейчас проводится исследование так называемого цифрового суверенитета страны, для обеспечения самостоятельности в условиях массового внедрения цифровых технологий. Поэтому нет ничего удивительного в том, что исследования, проводящиеся нашими учеными, постепенно получают апробацию на самом высоком международном уровне. Эта тенденция будет только развиваться, поскольку научные исследования способствуют достижению академического превосходства российского юридического образования», — прокомментировала директор Юридического института, к.ю.н., доцент Елена Титова.
По мнению ученых, модель, которая будет создана в будущем, найдет применение не только в рамках российской правовой системы, но и за рубежом. Предложенная сейчас векторная теория уже может быть использована в нормотворческом процессе на международном уровне. Она станет базой для исследований теории суверенитета учеными-философами, теологами и правоведами.
Южно-Уральский государственный университет — это университет цифровых трансформаций, где ведутся инновационные исследования по большинству приоритетных направлений развития науки и техники. В соответствии со стратегий научно-технологического развития РФ университет сфокусирован на развитии крупных научных междисциплинарных проектов в области цифровой индустрии, материаловедения и экологии. В рамках данных направлений исследуются объекты металлургии, машиностроения, энергетики, ЖКХ, безопасного пространства городской инфраструктуры и комфорта человека.
ЮУрГУ — участник Проекта «5-100», призванного повысить конкурентоспособность российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров.