Французская литература – старейшая в Европе. На протяжении всего своего развития она отличалась тесной взаимосвязью с историческим процессом и общественным развитием, а также глубоким взаимопроникновением с другими искусствами.
Многие французские писатели были также историками, философами и политическими мыслителями. Французские литераторы были удостоены Нобелевской премии в области литературы больше, чем писатели любой другой страны. Благодаря множеству известных высказываний, которые цитируют французских литераторов, скорее всего, вам могут быть знакомы бестселлеры французской литературы ХХ века.
Марсель Пруст (1871–1922) — французский писатель, представитель модернизма в литературе. Получил всемирную известность как автор эпопеи в семи книгах «В поисках утраченного времени» (1906), одного из самых значительных произведений мировой литературы XX века. В полной русскоязычной версии «Поиски утраченного времени» содержат почти 3 500 страниц, на которых упомянуто около 2 500 вымышленных и реальных лиц.
Андре́ Жид (1869–1951) — один из самых авторитетных французских писателей периода модернизма. Для его произведений характерны острый индивидуализм и скептическое отношение к традиционному западному обществу и морали, которые препятствуют самореализации свободной личности. Настоящего успеха писатель добился только в 1909 году, когда была опубликована его повесть «Тесные врата». Позже вышли «Подземелья Ватикана» (1914), «Пасторальная симфония» (1919) и «Фальшивомонетчики» (1925), сделавшие Андре Жида классиком французской литературы. В 1947 году Жиду была присуждена Нобелевская премия по литературе. Как пишет Ф. Бегбедер, произведения Жида — это гимн свободе.
«Романисты вводят нас в заблуждение, когда изображают развитие индивидуума, не принимая в расчет давления на него окружающей среды. Лес дает форму деревьям. Как мало места предоставлено каждому из них! Сколько побегов атрофируется! Каждое дерево ветвится, как может. Таинственным своеобразием человек чаще всего бывает обязан тесноте. Он может вырваться на простор, только устремившись в высоту» («Фальшивомонетчики»).
В конце 1930 – начале 1940-х создают свои ранние произведения Жан-Поль Сартр (1905–1980) («Тошнота» (1938), «Мухи» (1943)) и Альбер Камю (1913–1960) («Посторонний» (1942), «Калигула» (1944)), ознаменовавшие возникновение экзистенциализма. В них звучит призыв к бунту против бессмысленности бытия, против участи «человека толпы». Экзистенциализм отличает сближение литературного произведения с философским трактатом. Обращаясь к притче, иносказанию, писатели этого направления воссоздают в прозе и драматургии философский конфликт. Истины не существует, есть только эмоции, благодаря которым человек и воспринимает мир – так понимают сущность бытия экзистенциалисты.
В 1964 году Жан-Поль Сартр отказался от присужденной ему Нобелевской премии по литературе:
«Писатель, согласившись на отличие такого рода, связывает этим также и ассоциацию или институт, отметивший его. Так, мои симпатии к венесуэльским партизанам касаются лишь одного меня. Однако, если „Жан-Поль Сартр, лауреат Нобелевской премии“ выступит в защиту венесуэльского сопротивления, тем самым он вместе с собой увлечет и сам институт Нобелевской премии. Писатель не должен позволять превращать себя в институт, даже если это, как в данном случае, принимает самые почетные формы».
Если кто и стоит особняком в ряду блистательных французских писателей, так это автор «Маленького принца». Антуан де Сент-Экзюпери (1900–1944) – по-настоящему культовый писатель для нашей страны: популярнее, чем в России, писатель только у себя на родине – во Франции. Он был знаком с Михаилом Булгаковым, а также опубликовал в столичных «Известиях» статью-отклик на гибель самого большого в мире (на тот момент) самолета «Максим Горький». Также он отмечал свою любовь к творчеству Ф. М. Достоевского: куда бы ни отправлялся лётчик, в его чемодане всегда был томик этого писателя. Самое известное произведение Экзюпери – «Маленький принц» (1942). Это книга на границе взрослой и детской литературы, книга-ребус, заключающая в себе возможность двойного прочтения: для детей увлекателен сказочный сюжет, в то время как для взрослых открываются не только темы любви и дружбы (бессмертное «Зорко одно лишь сердце...»), но и философский смысл произведения.
Сент-Экзюпери не только французский писатель, поэт, профессиональный лётчик, но и художник: рисунки в «Маленьком принце» выполнены самим автором и столь же знамениты, как и сама сказка.
Закончить стать хотелось бы словами одного из самых заметных писателей современной Франции Фредерика Бегбедера:
«Никогда мы не сможем разделить Францию и Россию. Связь между нами вечная. У нас слишком много общего. Мы любим праздники, мы любим любовь, мы любим речи, мы любим переделывать мир… Все эти вещи, они общие, французские и русские. Мы невыносимые народы!»