Провел заседание Президент Российского союза ректоров (РСР), ректор МГУ Виктор Садовничий. Министр науки и высшего образования Валерий Фальков, заместитель председателя правительства РФ Татьяна Голикова, а также руководители 32 университетов страны обсудили вопросы развития системы высшего образования.
Для представителей ректорского сообщества, которое объединяет около 700 ректоров и президентов вузов России, очень важно участвовать в подобных обсуждениях.
Виктор Садовничий рассказал о проделанной работе за сложный период – последние три месяца. За несколько дней был осуществлен переход на дистанционную форму обучения, были выполнены все учебные планы, сделали все, чтобы сохранить качество образования. Решены принципиальные вопросы, связанные с предстоящей приемной кампанией.
Ректорское сообщество готово принять самое активное участие в разработке и реализации новой стратегии развития высшего образования в России, готово сделать все необходимое для повышения интеллектуального потенциала и глобальной конкурентоспособности российского образования.
Министр науки и высшего образования Валерий Фальков представил ректорам проект новой программы, которая детально уже обсуждалась на площадках Правительства РФ и администрации Президента.
Проект предложено назвать «Программа стратегического академического лидерства». В ее основе главные принципы – интеграция и кооперация научных и образовательных организаций, состязательность и конкуренция, открытость. Ценится только постоянно движение вперед. Это позволяет тем, кто показывает наилучшие результаты, получать наибольшие преференции.
В новый проект интегрировано все лучшее из программ, которые были реализованы в стране за последние 20 лет. Программа предполагает отбор в две категории: национальные исследовательские университеты и опорные вузы.
Участники онлайн-совещания обсудили проект программы, разработанной Министерством науки и высшего образования РФ. Вице-президент Российского союза ректоров, председатель Совета ректоров УрФО Александр Шестаков назвал доклад министра масштабным и впечатляющим. В своем выступлении Александр Леонидович коснулся проблемы инженерного образования.
«Сегодня к выпускникам инженерных направлений предъявляются особые требования. Необходимо создавать инновационные продукты и оборонную технику, соответствующие мировому уровню. Для качественной подготовки нужны фундаментальные знания.
Вообще фундаментальность инженерного образования в Российской Федерации всегда была отличительной чертой. Но сейчас мы кое-что потеряли. В конструкторских бюро и в производственных процессах применяются высоко технологичные продукты мировых лидеров. Эти продукты содержат программное обеспечение, которое опирается на оптимизацию, конечно-элементный анализ, нечеткую логику, предсказательное управление и нейросетевые технологии, являющиеся основным методом искусственного интеллекта.
Если выпускник инженерного направления не понимает этих методов, он не сможет их использовать ни в конструировании (в создании новой техники), ни в управлении технологическими процессами. Четырех лет обучения явно недостаточно. Мне представляется (и многие коллеги меня поддерживают), что инженерные направления должны быть пятилетними.
Сегодня, к сожалению, оборонные специальности не пользуются большим спросом у поступающих. Мне кажется, есть смысл повысить стипендию на этих направлениях. Это привлечет талантливых выпускников из малых городов и сельской местности.
Есть необходимость выпустить серию учебников по дополнительным главам математики с учетом уже существующих информационных технологий и продуктов. Если сделать конкурсный проект в масштабах страны по созданию учебных пособий, это внесет вклад в повышение уровня инженерного образования.
Материальную базу, безусловно, нужно улучшать. Хочу отметить, что вузы РФ разрабатывают и выпускают достаточно много конкурентной учебной техники. ЮУрГУ, к примеру, поставляет эту продукцию в Казахстан, Узбекистан, Белоруссию, Турцию и даже Германию. Мы это делаем за счет внебюджетных средств.
В наукоемких и высоко технологичных разработках особую роль играет моделирование. Сегодня на Западе без суперкомпьютерного моделирования не ведутся серьезные разработки. Под руководством МГУ мы создали Ассоциацию суперкомпьютерного моделирования и считаем, что во всех магистерских программах такие технологии должны присутствовать. Речь идет о сокращении времени и затрат.
Но поддерживать эту технику университет не может. Нужна федеральная программа по модернизации и поддержке суперкомпьютерного обеспечения в федеральных округах. Крупные западные фирмы никого не пускают в свои суперкомпьютерные центры, потому что это ноу-хау. Но в России ситуация другая. Здесь университеты являются обладателями этих технологий, и предприятия идут к ним для разработки моделей».
Виктор Садовничий отметил предложения Александра Леонидовича и, в частности, сказал о том, что предложение по разработке новых учебников реализуемо. РСР совместно с Российской академией наук мог бы объявить такой конкурс.
Что же касается проекта программы, представленной министром науки и высшего образования, то, в целом, он был поддержан ректорами. По сути, это единая программа российского образования, которую предстоит совместно реализовывать.
По словам Татьяны Голиковой, участие в новой глобальной программе - прообраз рейтингования высших учебных заведений. Какую роль они играют в общественной жизни страны? Какое место занимают на международной площадке и занимают ли они его вообще? Принятие и одобрение программы – важная точка отсчета в практической работе. Ведь речь идет о 724 вузах страны и четырех миллионах обучающихся.
«Проект масштабный. Есть намерение включить в программу 120 университетов России, - прокомментировал Александр Шестаков. - С одной стороны, это возможность развития университета, с другой стороны, это развитие экономики страны и, в частности, региональной экономики. Что касается ЮУрГУ, то мы были в числе 21 университета Проекта 5-100, были в числе 29 национальных исследовательских университетов. И, конечно, мы планируем сохранить и улучшить свои позиции».