Нынешнее поколение молодых людей, пожалуй, только обучаясь в вузе, из специальных лекций по истории литературы узнает, что лучшие поэты и писатели советского времени «выросли» из военного поколения. Это те, кто прошли войну как бойцы Советской армии, кто в качестве военного корреспондента вместе со всеми шел в атаку. Есть даже специальный термин — поэты-фронтовики. Особое внимание поэтам уделено потому, что именно поэзия быстрее откликнулась на военные события, была на передовой в прямом смысле слова, и стихов в военное время было написано больше, чем прозы, которая требует дистанцирования от события.
Сложно перечислить имена всех поэтов-фронтовиков. Вот самые известные:
- Давид Самойлов;
- Ольга Берггольц;
- Юлия Друнина;
- Алексей Сурков;
- Сергей Наровчатов;
- Семён Гудзенко;
- Николай Старшинов;
- Михаил Луконин;
- Николай Доризо;
- Евгений Винокуров;
- Александр Межиров;
- Борис Слуцкий;
- Михаил Кульчицкий;
- Булат Окуджава.
Константин Симонов — один из самых известных поэтов и писателей советской литературы, который в качестве военного корреспондента прошел всю войну, имел звание полковника Советской армии.
Вклад Константина Симонова в русскую культуру, литературу огромен. Им написаны ставшие широко известными романы «Товарищи по оружию», «Живые и мертвые» и др. По сценариям Симонова поставлено несколько фильмов (в том числе «Двадцать дней без войны»). Он был главным редактором журнала «Новый мир», «Литературной газеты».
Но если об этих фактах жизни писателя знают в основном специалисты, то стихотворение «Жди меня», принадлежащее перу К. Симонова, знают все в нашей стране. И не только в нашей: стихотворение переведено на многие языки, в том числе и на китайский.
Неслучайна такая широкая известность у этого произведения. Несмотря на то, что стихотворение связано с военной тематикой, его лирический пафос, слова о верности и любви согласуются с общечеловеческими ценностями и чувствами.
Константин Симонов обладал удивительной чуткостью на названия: «Жди меня», «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…», «Парень из нашего города» — эти произведения были написаны в 1941 году, в самые драматичные моменты российской истории. За каждым из этих словосочетаний скрыты идеи, восходящие к опыту человечества. Стихотворение «Жди меня», и это многократно отмечалось исследователями, близко к фольклору, к народным заклинаниям, кажется, что повтор заглавной фразы может оказаться действенным в ситуации разлуки. Очевидцы вспоминают, что во фронтовых госпиталях раненые солдаты, когда им было особенно больно, читали наизусть «Жди меня». Такая сила была в тексте этого стихотворения!
Примечательно, что широко известное сегодня стихотворение изначально не было предназначено для публикации.
По воспоминаниям автора и его близких, стихотворение было написано после того, как Симонов чуть не погиб под Могилевом в одной из горячих фронтовых точек, где сдерживали фашистские танки в конце июля 1941 года. Согласно завещанию Константина Симонова, его прах был развеян там, на Буйничском поле, недалеко от Могилева. Близкие Симонова установили огромный камень с факсимиле «Константин Симонов» и дощечкой с надписью: «К. М. Симонов. 1915—1979. Всю жизнь он помнил это поле боя 1941 года и завещал развеять здесь свой прах».
Вернувшись в Москву, чтобы сдать в редакцию очерк о героях сражения под Могилевом, в ожидании нового корреспондентского задания Симонов жил на даче у своего друга — известного писателя Льва Кассиля, и там в один присест написал стихотворение «Жди меня». Печатать стихотворение поэт сначала не собирался, считал его слишком личным и читал только самым близким. Написанное стихотворение Константин Симонов отправил своей возлюбленной Валентине Серовой, ведь именно ей посвящены знаменитые строки.
Симонов позже вспоминал:
«Я считал, что эти стихи — мое личное дело... Но потом, несколько месяцев спустя, когда мне пришлось быть на далеком севере и когда метели и непогода иногда заставляли просиживать сутками где-нибудь в землянке, мне пришлось самым разным людям читать стихи. И самые разные люди десятки раз при свете коптилки или ручного фонарика переписывали на клочке бумаги стихотворение “Жди меня”, которое, как мне раньше казалось, я написал только для одного человека».
Удивительно, что стихотворение не сразу согласились опубликовать. Оба издания, где работал Симонов — газета «На штурм» и «Красная звезда», — ему отказали. Главный редактор газеты «Красная звезда» сказал, что «Жди меня» очень интимное стихотворение и печатать он его не будет: «Эти стихи не для военной газеты. Нечего растравлять душу солдата». Впервые стихотворение было напечатано в «Правде» 14 января 1942 года.
Литературоведы пишут, что появление стихотворения Симонова в печати воспринималось как прорыв цензурных ограничений, поскольку в официальной поэзии выражение интимных, личных эмоций не приветствовалось.
«Жди меня» в разное время было переложено на музыку Матвеем Блантером, Иваном Дзержинским, Алексеем Животовым, Марианом Ковалем, Вано Мурадели, Анатолием Новиковым, Василием Соловьевым-Седым и другими композиторами. Стихотворение стало одним из наиболее значимых символов военной эпохи, а Константин Симонов — кумиром целого поколения.
Константин Симонов читает стихотворение «Жди меня»
Константин Симонов сыграл ключевую роль в судьбе известных отечественных литераторов. Он участвовал в организации первой публикации романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», повести Вячеслава Кондратьева «Сашка». Благодаря Симонову мир узнал «Моабитскую тетрадь» выдающегося татарского поэта Мусы Джалиля.
Не проходит ни одного конкурса чтецов среди школьников, чтобы там не звучало стихотворение Мусы Джалиля — поэта, погибшего в фашистских застенках.
Судьба Мусы Джалиля поражает. Поэт ушел на фронт добровольцем, хотя имел броню, поскольку был известным литератором, секретарем Союза писателей Татарской АССР. Муса Джалиль пришел в военкомат на второй день после начала войны, получил направление политруком, работал военкором. В 1942 году, выходя из окружения, Джалиль получил тяжелое ранение и попал в плен. В конце 1942 года фашисты собирали легион вермахта «Идель-Урал» из высокообразованных представителей неславянских национальностей с целью вырастить сторонников и распространителей фашистской идеологии. Группа представителей комитета «Идель-Урал» объезжала лагеря военнопленных в поисках кандидатов на службу в вермахте. Кто-то сказал руководителям коллаборационистов, что в плену находится известный поэт. Джалиля доставили на базу формирования Волжско-татарского легиона в Едлине, а оттуда — в лагерь Вустрау в Германии на сборный пункт руководящего и пропагандистского состава коллаборационистских структур. Согласно материалам опросов военнопленных, в легионе Джалиль сразу развернул подрывную деятельность, уже в начале 1943 года поэт проводил в легионе антифашистские беседы, настраивал его бойцов готовиться к восстанию против нацистов. Пользуясь тем, что ему поручили вести культурно-просветительскую работу, Джалиль ездил по лагерям для военнопленных, устанавливал конспиративные связи и под видом отбора самодеятельных артистов для созданной в легионе хоровой капеллы вербовал новых членов подпольной организации. Он был связан с подпольной организацией под названием «Берлинский комитет ВКП(б)». В августе 1943 года Мусу Джалиля вместе с товарищами арестовало гестапо. После года пыток и издевательств он был казнен. Поэта и наиболее активных соратников казнили на гильотине. На родине поэта долгое время считали предателем. Его доброе имя было восстановлено только в 1950-е годы.
Мусу Джалиля содержали в берлинской тюрьме «Моабит», которая была известна пытками и невыносимыми условиями содержания заключенных. Находясь в этой тюрьме, Муса Джалиль писал стихи в маленькие, размером с ладонь, тетрадки. Тетради были сшиты из разрозненных клочков бумаги. Первая из них содержит 60 стихотворений, вторая — еще полсотни стихов. Всего в Моабитском цикле 91 стихотворение и два отрывка. Стихотворения были написаны на татарском языке в первом блокноте арабской, во втором — латинской графикой.
В 1946 году бывший военнопленный Нигмат Терегулов принес в Союз писателей Татарии блокнот с шестью десятками стихов Джалиля. Через год из советского консульства в Брюсселе пришла вторая тетрадь. Из Моабитской тюрьмы её вынес бельгийский патриот Андре Тиммерманс, который сидел в одной камере с Джалилем, и, выполняя последнюю волю поэта, отправил стихи на родину. В январе 1946 года в советское посольство в Риме турецкий подданный, татарин Казим Миршан принес еще одну тетрадь. Сборник был отправлен в Москву, где след его потерялся. Сборник передали в министерство иностранных дел, затем в MГБ, затем в СМЕРШ. C 1979 года поиски этих тетрадей не дали результатов.
Впервые стихотворения были опубликованы в 1953 году в «Литературной газете» благодаря главному редактору Константину Симонову. В 1956 году Мусе Джалилю было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. В 1957 за этот цикл стихов автор был посмертно удостоен Ленинской премии. «Моабитская тетрадь» была переведена более чем на 60 языков мира.
Целый ряд уникальных материалов о Мусе Джалиле рассекретили лишь в 2012 году. Было опубликовано письмо от 18 июня 1946 года известного писателя Александра Фадеева вдове Мусы Джалиля, в котором Фадеев писал следующее: «Во время пленума Союза писателей в Москве в 1945 году было получено письмо из одного подразделения Красной Армии, занявшего Моабитскую тюрьму в Берлине. В этом письме они сообщали, что, заняв тюрьму, средь всякого бумажного мусора они нашли вырванный из какой-то книги лист с чистыми полями, где на полях имеется запись татарского писателя Муса Джалиль. Листок этот был приложен. На полях была запись следующего содержания: “Я, известный татарский писатель, Муса Джалиль, заключён в Моабитскую тюрьму, как пленный, которому предъявлены политические обвинения и, наверно, буду скоро расстрелян. Если кому-нибудь из русских попадёт эта запись, пусть передадут привет от меня моим товарищам-писателям в Москве”. Дальше шло перечисление фамилий, среди них и моя фамилия».
В честь поэта названы улицы, проспекты, школы, библиотеки и даже малая планета. В 1968 году о подвигах поэта был снят художественный фильм «Моабитская тетрадь». Поэту-герою установлены памятники в различных городах, в том числе и в Челябинске в сквере у кинотеатра им. А. С. Пушкина. Монумент был торжественно открыт 16 октября 2015 года — в преддверии 110-летия со дня рождения поэта. На церемонии присутствовала дочь поэта Чулпан Мусаевна Джалиль.