В феврале 2020 года стартовала Зимняя школа истфаков университетов города Челябинска. Заведующая кафедрой отечественной и зарубежной истории Института медиа и социально-гуманитарных наук Южно-Уральского государственного университета Ольга Никонова рассказала челябинским студентам о магистерских программах и провела мастер-класс по дизайну исторического исследования.
Зимняя школа истфаков – мероприятие, которое прошло в Челябинске впервые. Данная идея родилась одновременно у нескольких представителей исторического сообщества нашего города и объединило в ходе его подготовки и проведения три исторических факультета трех университетов. Заведующий кафедрой отечественной и зарубежной истории Ольга Никонова рассказала об идее мероприятия и о своем мастер-классе:
«Несмотря на то, что университеты, как это обычно представляется, должны конкурировать между собой, мы решили на данном мероприятии объединиться и представить свои магистерские программы, провести в интересной интерактивной форме наши презентации и мастер-классы. Нам важно дать студентам возможность испытать свои силы в дизайне исторического исследования, продумывания научной проблемы, написания плана исследования, то есть почувствовать себя настоящими исследователями, что и требует обучение в магистратуре».
На презентации магистерских программ университеты рассказали о направлениях подготовки по истории. Не имеет аналогов в городе магистратура ЮУрГУ, предлагающая обучение истории в проектной форме. Каждый студент-магистрант на протяжении двух лет обучения участвует в разработке и запуске реального проекта по прикладной истории. В настоящее время магистранты ЮУрГУ трудятся над разработкой сайта «Историческая реконструкция Челябинска», который по степени своей комплексности будет превосходить все имеющиеся продукты цифровизации городской истории. В планах кафедры отечественной и зарубежной истории ЮУрГУ запустить проект создания музея фарфора.
На мастер-классе Ольга Никонова раскрыла тему дизайна исследования, рассказала о том, что такое научная проблема, почему ее так сложно отыскать в «научных джунглях», и подсказала, как проще пройти через все это в процессе своего научного роста. Дизайн исследования – это новое понятие, которое пришло к нам из социологии и экономики, подразумевающее концепт и стратегию действий ученого от момента поиска проблемы до получения готового научного продукта.
Студентка бакалавриата Анастасия Данилова рассказала, почему она решила принять участие в Зимней школе истфаков и кем она себя видит в будущем:
«Я решила принять участие в зимней школе, чтобы пообщаться в группе, лично узнать других студентов исторических факультетов, познакомиться, узнать их идеи и рассказать свои. Если рассматривать профессию историка, то как ученого-историка я себя не вижу, а вот в качестве преподавателя – да. Я бы хотела преподавать историю детям в школе интересно и подробно, чтобы заинтересовывать их».
Завершающим этапом Зимней школы истфаков стало представление итогового группового проекта исторического исследования, дизайн которого родился на мастер-классах школы.