Научно-образовательный Центр технологий развития бизнеса провел базовый тренинг по бережливому производству для иностранных студентов Высшей школы экономики и управления.
В тренинге приняли участие студенты выпускного курса магистратуры кафедры «Менеджмент», обучающиеся по программам «Стратегический и инновационный маркетинг» и «Международный бизнес», из Йемена, Китая, Индии, Ганы, Камеруна, Ботсваны и Ирака.
В рамках данного тренинга студентов познакомили с основами принципами бережливого производства. Кроме теоретических знаний, студенты в группах разобрали два бизнес-кейса и приняли участие в имитационной игре на фабрике процессов, где им было предложено выстроить производственный процесс, начиная со склада и заканчивая общением с клиентами, провести совещание, внести кадровые и управленческие изменения.
«Особенность данного занятия заключается в том, что все полученные в ходе теоретической части знания и инструменты могут быть тут же опробованы на практике. Кроме изучения принципов бережливого производства, студенты учились работать в многонациональных командах в условиях неопределенности. На тренинге мы познакомили студентов с философией и основными показателями бережливого производства, рассмотрели ценности и потери на примере процессов организации и в реальной жизни. Хотя официальным языком тренинга является английский язык, но студенты в ходе обсуждения переходили на свой родной язык. В какой-то момент проведения изменений разговор на площадке шел на арабском, китайском, английском и русском языках», – отмечает тренер и младший научный сотрудник Центра технологий развития бизнеса Анна Долинская.
Данный тренинг является базовым и предполагает только знакомство с бережливым производством, но занятие выстроено таким образом, что возможно дальнейшее обсуждение в рамках изучаемых дисциплин «Экономика», «Логистика», «Менеджмент» по программам магистратуры «Стратегический и инновационный маркетинг» и «Международный бизнес».
«Это был интересный опыт для меня и ребят, они действительно раскрылись по-новому! На занятиях они обычно закрытые, кропотливо работают над заданиями, а здесь я увидела их другие качества. Некоторые проявили себя как руководители, другие показали слаженную командную работу, хотя это не самая простая задача – объединить в одну команду ребят из разных стран за короткое время. Удивило, как быстро они вникли в операции производства клапана», – отмечает доцент кафедры менеджмент Яна Добрынина.
«Это была действительно обогащающая сессия, которая помогла нам очень хорошо понять концепцию. Будучи студентом факультета менеджмента, я изучал концепцию бережливого производства и раньше, но на этом занятии у меня появилась идея практического применения в промышленности. Сессия включала краткую вводную часть в течение 1 часа, за которой последовали 2 часа практической работы, где весь наш класс был разделен на группы, каждый студент имел обязанности, такие как «Директор по производству», «Менеджер по производству», «Менеджер по логистике» и «Супервайзеры». Практические занятия помогли нам получить четкое представление о таких понятиях, как вовлечение каждого сотрудника в процесс непрерывного совершенствования бизнеса», а также его готовность и способность решать все более сложные проблемы. Это был действительно вдохновляющий и обогащающий опыт. Спасибо ЮУрГУ за организацию таких семинаров, и я с нетерпением жду возможности посетить такие сессии в будущем», – рассказывает студент ЭУ-228 Упасак Босе.
«Крайне важно предоставить студентам возможность получить не только теоретические знания, но и приобрести практические навыки в области оптимизации бизнес-процессов. Руководитель коммерческого предприятия при трудоустройстве отдаст приоритет тому кандидату, который имеет прикладные навыки и побывал внутри реальных процессов бизнеса, а не тому, который в идеале знает теорию. Именно поэтому мы при работе с магистрами активно внедряем интерактивные методы обучения, в том числе имитации, тренинги и Smart-игры», – говорит Алена Левина, заведующий кафедрой менеджмента.
«В рамках обучения был проведен образовательный практикум, имитирующий реальную рабочую деятельность по принципу "бережливого производства". Площадка представляет собой рабочее пространство с цехом, складом и офисом. Вначале слушателям дают немного необходимой теории. Далее студентов делят по должностям (руководство, рабочие, кладовщики, отдел качества), ставят план производства и запускают секундомер. Затем проводится разбор ошибок, и принимаются рекомендации к совершенствованию деятельности. Такой образовательный квест помогает на практике увидеть, как современные технологии "бережливого производства" позволяют сократить финансовые и временные затраты, исключить брак и вовлечь всех сотрудников к повышению эффективности производства. К тому же смена привычных занятий позволяет студентам получить не только пользу, но и удовольствие от обучения!», – говорит бизнес-тренер и преподаватель кафедры менеджмента Сергей Калентеев.