Ученые Южно-Уральского государственного университета и Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета занимаются созданием методологической основы информационной базы, аналогов которой в настоящее время не существует. Модель информационной системы повысит эффективность поиска потенциальных лизингодателей и инвесторов для промышленных предприятий и компаний, поставляющих оборудование на условиях лизинга в целях технологического перевооружения и импортозамещения.
Цель проекта заключается в решении проблемы управления лизинговым процессом. Лизинговый процесс представляет собой взаимодействие между лизингодателем, лизингополучателем и лизинговой компанией. Лизингополучателем является предприятие, которое нуждается в получении какой-либо услуги, но не может ее получить без значительного вливания собственных финансовых вложений. Лизинговая компания становится посредником между предприятием и компанией, которая предоставит эти услуги: к ним могут относиться поставка нового оборудования или транспортных средств, расширение производственных площадей и др. Таким образом, лизинговый процесс позволяет каждой из сторон в упрощенном порядке получить необходимое.
Пока что в мире не существует информационных баз данных, которые объединили бы лизингодателей, лизингополучателей и лизинговые компании для их дальнейшего сотрудничества. Проект научного коллектива направлен на создание модели такой информационной базы, а также методологии эффективного управления лизинговым процессом. По данной теме в 2019 году опубликованы научные статьи в журнале International Journal of Supply Chain Management (Великобритания) и Journal of Entrepreneurship Education (США), которые индексируются в базах данных Scopus и Web of Science.
«Когда на промышленных предприятиях протекает лизинговый процесс, часто отсутствует методический багаж для управления этим процессом, который позволил бы достичь стратегических показателей на основе данных оперативного анализа. Мы выделили методологию, включающую 3 метода. Это методы оценки лизингового потенциала, лизингового климата и лизинговой активности. Данная методология позволяет в любой момент протекания лизингового процесса выявить, к какой из 27 стратегий управления лизинговым процессом относится конкретное предприятие в данный момент. В настоящее время проводится апробация модели. Мы реализуем реально действующие лизинговые проекты, интегрируемые в экономику 8 машиностроительных предприятий УрФО для того, чтобы показать универсальность этой модели, а также ее возможности», — рассказывает автор проекта, кандидат экономических наук, доцент Павел Рябчук.
Таким образом, научным коллективом будет создана модель информационного ресурса, который объединит в себе промышленные предприятия, вступившие в лизинговый процесс и диагностируемые с позиции эффективности протекания этого процесса. Это база данных потенциальных лизингополучателей и лизингодателей, которые могут совместно или в отдельности решать масштабные проблемы потенциальных лизингополучателей в технологическом обновлении.