В Южно-Уральском государственном университете состоялась открытая лекция на тему «Возможности некумулятивного подхода к истории социальной мысли (на примере социальной мысли отцов Церкви)». Автором лекции стал доцент кафедры международных отношений, политологии и регионоведения Института лингвистики и международных коммуникаций Сергей Логиновский.
Открытая лекция была организована в рамках цикла совместных мероприятий кафедры МОПР и Челябинского регионального отделения Российской ассоциации политической науки. Сергей Логиновский отметил, что в основу лекции легли результаты его многолетней работы, частично представленной в докторской диссертации.
«Наша лекция выходит за рамки среднестатистической образовательной программы бакалавриата. Я надеюсь, что у слушателей этой лекции появится стимул к научной работе, они смогут на конкретном примере лучше понять, чем занимается ученый, каких результатов он может достигать. Также я думаю, что лекция развивает взаимопонимание, толерантность, что сейчас очень важно. Целью моей научной работы была разработка научной методологии, которая позволяет понять представления об обществе иных эпох и культур, в частности религиозных. Я применил ее на конкретном материале христианства, но также эту методологию можно применять для исследования других религиозных традиций - ислама, буддизма и т.д. Это позволяет получить научно обоснованные знания о том, как люди того времени мыслили об обществе, его устройстве, возможных вариантах, путях его изменения», – рассказал Сергей Сергеевич.
В начале лекции спикер объяснил принципиальные отличия между понятиями «социология», «социальная философия» и «социальная мысль», последнее из которых имеет особое значение в рамках лекции. Оно обозначает донаучное знание об обществе, и может применяться по отношению к религии в большей степени, чем первые понятия. Материалом для исследования Сергея Логиновского стали тексты отцов Церкви (также называемых Святыми отцами) – особой категории христианских святых, живших со II по VIII вв. (а в православной традиции и в более поздние века), которые писали труды по самым разным вопросам. Эти труды являются репрезентативным примером христианского понимания различных вопросов, в том числе и социальной проблематики.
Сергей Сергеевич стремился понять представления отцов Церкви об обществе без искажающей модернизации, которую хорошо описал Томас Кун в своей известной работе «Структура научных революций», назвав подобный подход ретроспективизмом. Такой подход предполагает квалификацию социальной мысли как подготовительного этапа к господствующим в настоящее время научным представлениям об обществе. Сергей Сергеевич считает, что святоотеческое понимание общества является самостоятельной парадигмой осмысления социальной реальности, по отношению к которой современное обществознание является не более вершенным этапом развития, а иной парадигмой.
Кратко Сергей Сергеевич так описывал отличительные черты святоотеческого понимания общества. Святоотеческое понимание общества антропологично; антропологическая реальность является определяющей и объясняющей по отношению к реальности социальной. Эта антропологичность (да еще в ее специфическом христианском прочтении) затрудняет обнаружение и понимание социальной мысли отцов Церкви. Современный человек склонен видеть в подобного рода проблематике антропологию или социальную психологию. Для святых же отцов взаимодействие между социальными субъектами и его результаты является той областью, которую можно квалифицировать как социальную реальность, рассматриваемую в социальной мысли святых отцов. В качестве основной категории, описывающей эту реальность, предлагается использовать понятие «общение». Исходя из такого понимания общества, святые отцы создали оригинальную методологию социальных преобразований, в основе которой лежат детально разработанные аскетические практики, способные радикально изменить человека, а значит и общество.
На лекции также присутствовали выпускники ЮУрГУ, для которых Сергей Логиновский был научным руководителем и наставником.
«Во время обучения в университете я изучал традиционализм, традиционалистскую идеологию, и на этом основывается мой дипломный проект. С моей точки зрения Сергей Сергеевич выкристаллизовал меня как молодого ученого, он дал мне понимание того, как следует изучать проблематику традиционализма, критически мыслить. Сейчас я являюсь корреспондентом издания «Новая газета» в Челябинске, занимаюсь изучением политического процесса, но не оставляю свои научные интересы, такие как традиционализм и изучение христианства», – отметил выпускник ЮУрГУ Александр Шестаков.
Напомним, в программе совместных мероприятий кафедры МОПР и Челябинского регионального отделения РАПН заявлены лекции на темы фейковых новостей, социологических исследований, развития политических связей между кочевниками Южного Урала и внешним миром и другие. Также будут организованы круглые столы, посвященные популяризации политической активности среди населения.