Каждый год студенты и аспиранты Южно-Уральского государственного университета принимают участие в программе «УМНИК», которая направлена на поддержку коммерчески ориентированных научно-технических проектов молодых исследователей. Инноваторы-победители получают грант в размере 500 тысяч рублей на совершенствование и развитие своего проекта.
В этом году одним из победителей программы «УМНИК» стал Григорий Салимоненко, аспирант Автотранспортного факультета ЮУрГУ, с проектом «Разработка системы для автоматизированной диагностики основных механических неисправностей двигателей внутреннего сгорания».
– Почему вы стали заниматься наукой?
– Заниматься научной деятельностью я начал, когда познакомился с Доктором технических наук Александром Гриценко и кандидатом технических наук Константином Глембой. Они стали моими наставниками. Александр Владимирович принял меня к себе как аспиранта и предложил тему, которая была мне близка. Под его руководством я начал заниматься разработкой стенда и испытательного оборудования для него. Во время работы над стендом появлялись новые идеи насчёт того, как улучшить процесс диагностирования ДВС. И тогда нами был взят вектор на безразборную диагностику основных систем ДВС, влияющих на экологические показатели. После проведения ряда исследований мы поняли, что наши методы работают и, более того, дают точный результат! Приняли решение – участвовать в программе «УМНИК», чтобы в дальнейшем доработать прототип диагностического прибора до промышленного образца.
– Какой проект Вы представили на конкурсе?
– Представлял проект нашего небольшого, но дружного коллектива учеников Александра Владимировича «Системы для автоматизированной диагностики основных механических неисправностей двигателей внутреннего сгорания, использующей как существующие, так и собственные датчики». На «УМНИКЕ» я уже представлял прототип прибора и демонстрировал его возможности и конкурентные преимущества в сравнении с существующими системами.
– Что представляет собой диагностический сканер?
– Сканер представляет собой электронное устройство, позволяющее собирать и анализировать данные полученные от датчиков ДВС, и на основе этого анализа давать заключение об исправности или неисправности той или иной системы.
– В чём заключается актуальность Вашей разработки?
– Диагностический сканер позволит проводить диагностику механических неисправностей двигателей внутреннего сгорания без необходимости их снятия с автомобиля и разборки. Также сканер будет действовать максимально независимо от квалификации диагноста, проводя тестирование в автоматическом режиме и выдавая своё заключения.
Предлагаемый продукт решает проблему диагностирования неисправности на начальном этапе и позволяет произвести корректирующее воздействие, призванное остановить критическое разрушение системы. Это позволит сохранить заявленный ресурс машины, и, следовательно, многократно повысить надежность и престиж марки. При появлении отклонений в работе машины от заданных параметров система оповещает производителя, либо останавливает работу машины.
– Что Вам дала победа в программе «УМНИК»?
– Победа дала возможность реализовать идею и создать новый продукт, который в полной мере может конкурировать с зарубежными аналогами. А самое главное – провести полный спектр испытаний на автомобилях.
– Как Вы считаете, что помогло одержать победу?
– Одержать победу мне помогли грамотные действия и наставления Александра Владимировича и Константина Вячеславовича, а также помощь команды. Мы проделали огромную работу еще до начала программы «УМНИК», которая включала в себя разработку и изготовление стенда и первого прототипа прибора, проведение экспериментов. Три с половиной месяца без выходных мы провели в лаборатории, да еще и летом проводили эксперименты и дорабатывали оборудование! Но это, конечно, того стоило! После сбора всех экспериментальных данных мы начали оформлять заявку, и на «УМНИКе» я уже выступал, будучи абсолютно уверенным в том, что наша разработка действительно эффективна, и она востребована на рынке.
– Что бы вы посоветовали участникам программы?
– Участникам я хотел бы посоветовать не смотря ни на что идти к своей цели, не сдаваться перед трудностями, «апробировать» свои идеи и стараться реализовать их в «железе» до выхода на «УМНИК». Мне удалось одержать победу только со второго раза. В первый раз подвело именно отсутствие «железа» и данных с испытаний.