Южно-Уральский государственный университет активно сотрудничает с крупнейшими работодателями региона. Ведущие компании и предприятия взаимодействуют с вузом в подготовке специалистов. Многие студенты могут познакомиться с той или иной компанией в рамках учебных и производственных практик. Особые возможности в этом направлении предоставляет кафедра «Автомобили и автомобильный сервис» Политехнического института, созданная на базе автокомплекса «Регинас».
«Регинас» – один из крупнейших автомобильных холдингов Урала, являющийся официальным дилером Nissan, Infiniti, Datsun, Hyundai, Mitsubishi, Skoda, Kia, Toyota и других. Всего в холдинг входит более 20 дилерских центров, расположенных в Челябинске, Екатеринбурге, Магнитогорске и Миассе. Базовая кафедра «Автомобили и автомобильный сервис» автотранспортного факультета осуществляет подготовку квалифицированных специалистов с учетом специфики работы компании.
«Мы готовим кадры для конкретного предприятия. В договоре, который действует между автокомплексом «Регинас» и университетом, сказано, что все практики студенты проходят в производственных подразделениях компании. У нас внедрена технология постепенного возрастания сложности практики. На первом курсе, во время учебной практики, студенты пробуют силы в простейших технологических операциях, например, помощь сотрудникам в ремонте автомобилей. На старших курсах многие работы они выполняют уже самостоятельно под руководством сотрудников компании. После завершения обучения им гарантируется возможность трудоустройства. На выпускном курсе многие студенты кафедры уже трудоустроены в компании», – подчеркнул заведующий кафедрой «Автомобили и автомобильный сервис» Александр Рулевский.
Практика студентов проводится практически во всех дилерских центрах, включая и те, что расположены в Магнитогорске и Миассе. Перед практикой со студентами встречаются руководители подразделений, после чего обучающиеся проходят тестирование и высказывают свои пожелания. Они могут выбрать одну из трех траекторий прохождения практики: сервис, кузовной цех и отдел продаж. Многие студенты после прохождения практики приглашаются в холдинг и совмещают обучение с работой.
«Благодаря тесному сотрудничеству кафедры и базового предприятия у студентов есть возможность увидеть, как можно применять теоретические знания на практике. Это очень важно, поскольку проблема несоответствия практики и теории существовала всегда: как известно, первое всегда немного опережает второе. Здесь же, на предприятии, ребята могут сами оценить, что знания, полученные в университете, действительно необходимы для дальнейшей работы. По окончании университета выпускники имеют разные стартовые позиции. Однако специалисты, получившие реальный практический навык в рамках практики, занимают более выигрышное положение, чем те, что не получил этого опыта. Сейчас у нас официально трудоустроено на постоянной основе 16 студентов кафедры автомобилей и автомобильного сервиса, которые совмещают работу с обучением, и у них действительно хорошие перспективы для дальнейшей карьеры», – отметила руководитель отдела по работе с персоналом холдинга «Регинас» Елена Ермалаева.
В этом году практику в холдинге проходят более 60 студентов кафедры. Работа с автомобилями предполагает большую ответственность, поскольку даже одна ошибка может повлечь большие финансовые потери. Практиканты выполняют различные технологические задачи под руководством опытных наставников, которые объясняют им специфику сервисного обслуживания, кузовного ремонта и работы сотрудников в отделах продаж. Многим перспективным студентам предлагается пройти дополнительное обучение за счет организации для дальнейшего трудоустройства.
Иван Шарков, закончивший третий курс, рассказал о практике в сервисном отделе дилерского центра Nissan: «Я выбрал данное направление, потому что люблю технику. На практике я сопровождаю клиентов на гарантийном и обычном техническом обслуживании автомобилей. Здесь я впервые столкнулся с ведением документации и техническими аспектами работы с автомобилями, с которыми мы не соприкасаемся во время учебы в вузе. Такая практика дает много возможностей для развития. Мне, например, предложили пройти дальнейшее обучение в академии Nissan в Москве».
В 2018-2019 году на кафедру было зачислено много студентов из стран ближней Азии, которые тоже проходят практику в холдинге «Регинас». Многие из них уже сейчас выполняют на практике серьезные работы в кузовном цехе. Студент первого курса Арслан Асаналиев поделился впечатлениями о практике:
«ЮУрГУ мне посоветовали знакомые, я почитал об этом университете, и он мне сразу понравился, поэтому решил сюда поступать. Здесь интересно учиться. На практике мы выполняем кузовные работы. Например, разбираем кузов автомобиля и отдаем другим специалистам какую-то его часть – бампер или крыло – на покраску, после чего устанавливаем его обратно. Мы уже ставили двери, бамперы, заднюю крышку капота, снимали лобовое стекло и многое другое», – рассказал студент первого курса из Кыргызстана Арслан Асаналиев.
Таким образом, на практике студенты попадают в реальные условия работы компании и могут определить наиболее подходящее направление для себя. По завершении практики студенты вновь проходят тестирование, чтобы выяснить, чему они научились за это время. Руководство «Регинас» уделяет серьезное внимание качеству проведения практик студентов, поскольку практически все они становятся кадровым резервом автокомплекса.