Ученые Южно-Уральского государственного университета продолжают изучать особенности притягательности персонажей культовых фильмов. Исследование влияния фильма «Гарри Поттер» на подростков и молодых людей в возрасте до 23 лет дополнилось новыми данными, которые помогут выявить проблемы самоопределения и социальной адаптации зрителей для дальнейшего психологического консультирования. Также начато изучение проблем идентификации с героями популярного сериала «Игра престолов» вне возрастной категории.
Сегодня киноиндустрия транслирует большое число готовых образов героев и антигероев, которые привлекательны для зрителей и выступают одним из источников для образцов социального поведения подростков и молодых людей. Уже много лет фильмы о Гарри Поттере, основанные на одноименных романах Дж. К. Роуллинг, являются культовыми и вызывают массовый, устойчивый интерес. 31 июля поклонники Гарри Поттера отметят его 39-й день Рождения.
Ученые лаборатории психологии и психофизиологии стрессоустойчивости и креативности Высшей медико-биологической школы ЮУрГУ под руководством д.псх.н., профессора Веры Грязевой-Добшинской провели исследование, целью которого было выяснить: могут ли фильмы о волшебнике влиять на ролевое поведение личности. В ходе работы была изучена психосемантическая (смысловая) структура феномена притягательности положительных и отрицательных персонажей культового кино с целью выявления качеств, важных для идентификации с тем или иным персонажем. На первом этапе исследования, проведенном в 2018 году, ученые выяснили, как молодые люди идентифицируют себя с героями фильмов о мальчике-волшебнике.
«Одной из причин привлекательности Поттерианы являются темы зла, тьмы, разрушения и смерти, которые присутствуют во всех произведениях о Гарри Поттере. Обладая разнообразными вариантами персонажей, фильмы о Гарри Поттере предлагают идентификации с различными персонажами, как с положительными, так и с отрицательными. Цель нашего исследования состояла в изучении особенностей притягательности этих персонажей и их влияния на восприятие себя молодыми людьми», — рассказывает младший научный сотрудник лаборатории ЮУрГУ Светлана Коробова.
Оценка персонажей и ролевое поведение
В научном эксперименте приняли участие 70 российских студентов, в возрасте от 18 до 23 лет, выросших вместе с героями Поттерианы. Для исследования идентификации зрителей были выбраны 14 персонажей из «Вселенной» Гарри Поттера, в том числе 7 мужчин и 7 женщин, как положительных, так и отрицательных.
«На первом этапе эксперимента выяснилось, что наибольшее число участников идентифицирует себя с Гермионой Грейнджер и Гарри Поттером. Такие люди видят себя в роли творцов, но не чувствуют себя востребованными, не знают, как найти применение своим креативным способностям. Однако самые интересные результаты связаны с самоидентификацией людей с отрицательными персонажами. Например, те, кому свойственны большие амбиции, стремление к власти и самоопределение через статусные роли, отождествляют себя с темным магом Волан-де-Мортом», — поясняет научный сотрудник лаборатории ЮУрГУ Юлия Дмитриева.
На втором этапе, проведенном в 2019 году ученые, определили, какие черты являются наиболее привлекательными как у положительных, так и у отрицательных персонажей для людей, идентифицирующих себя с ними. Были выявлены характеристики, влияющие на притягательность каждого героя.
«Исследование показало, что структура притягательности положительных персонажей является более сложной по сравнению со структурой отрицательных персонажей и включает помимо характеристик, связанных с оценкой их принадлежности к силам добра или зла, оценку моральных качеств, внешности и отношение к ним. Например, люди, идентифицирующие себя с Гарри Поттером, оценивают его как более притягательного и доброго, чем респонденты, не идентифицирующие себя с ним», – делится Светлана Коробова.
Различия в оценках отрицательных персонажей были выявлены только по шкале «темный-светлый» и «добрый-злой». Оказалось, что зрители, идентифицирующие себя со злодеем Волан-де-Мортом оценивают его как более «светлого», а профессора Амбридж чаще оценивают, как добрую и безопасную те зрители, которые отождествляют себя с этим героем.
Согласно полученным выводам, зная о том, с каким персонажем отождествляет себя конкретный человек, можно многое сказать об особенностях его самоидентификации и самореализации в обществе. Полученные данные помогают в развлекательной форме без сложных и длительных тестов получить психологический портрет личности и позволяют предсказать и скорректировать поведение и решения молодых людей в дальнейшем.
Обсуждение фильмов поможет родителям
Проведенное исследование доказывает необходимость всестороннего обсуждения персонажей и мотивов их поступков для родителей и детей. Так как образ киногероя представляет собой нравственный и этический эталон, идентификация с ним дает зрителю основу для самовыражения, выявления своих предпочтений. Чем больше зритель отождествляет себя с персонажем, тем больше сопереживает и приписывает ему собственные мотивы поведения. В будущем ученые ЮУрГУ намерены моделировать взаимодействие выявленных факторов и предсказывать вероятное поведение на основе современных математических методов.
Исследование ученых Лаборатории психологии и психофизиологии стрессоустойчивости и креативности уже получило свое продолжение. Теперь каждому можно принять участие в новом этапе, посвященном популярному сериалу «Игра престолов», и узнать, с кем из персонажей вы себя идентифицируете. Для этого нужно пройти опрос по ссылке: https://forms.gle/GwCdVGGQeYVqQamY6