Факультет журналистики является структурным подразделением Института социально-гуманитарных наук ЮУрГУ. Сегодня он формирует университетское информационно-коммуникативное пространство в условиях мультимедийной интеграции университетских СМИ; в рамках сотрудничества с Европейской ассоциацией журналистского образования осуществляет проектную деятельность, ведет подготовку универсальных медиаспециалистов, востребованных современным медиасообществом. В новом учебном году на кафедре «Журналистика и массовые коммуникации» открываются новые магистерские программы «Трансмедийная журналистика» и «Медиакоммуникации» (на английском языке). Мы беседуем с редактором отдела спорта издания L!FE (г. Москва) Дмитрием Садылко, в 2015 году с отличием закончившим факультет журналистики ЮУрГУ.
– Дмитрий, Вы теперь опытный журналист, оцените, пожалуйста, насколько на Ваш взгляд профессионала, учеба на факультете журналистики ЮУрГУ, что называется, отвечает вызовам времени?
– Обучение на кафедре «Журналистика и массовые коммуникации», кроме шуток, опережает своё время. Будучи студентами, мы только привыкали к тогда ещё не совсем привычному слову «ньюсрум», а сейчас мы сталкиваемся с ним в каждой уважающей себя редакции страны. Любые нововведения всегда даются обществу нелегко, а на образовательном уровне — особенно, однако именно наша кафедра, наш факультет журналистики ЮУрГУ уже практически 10 лет назад впервые начала готовить универсальных журналистов.
– Кстати, тогда не все понимали, зачем нужны универсальные медиаспециалисты и было много дискуссий на эту тему.
– Конечно, привыкшие к чёткому разделению на печатников, телевизионщиков и радийщиков на первых порах удивлялись: зачем нужны всезнайки и как их вообще учить. Сегодня такой вопрос представить уже сложно. Всем журналистам так или иначе приходится чему-то учиться, это неизбежный процесс развития в профессии. Но выпускникам нашей кафедры всегда было чуточку проще: потому что мы учились на самом передовом журфаке и многое о современных содержательных и технологических особенностях профессии журналиста мы узнали уже в университете.
– А что Вам особенно пригодилось в Вашей профессиональной медиадеятельности?
– Я работаю в интернет-журналистике, и здесь мне пригождаются если не все, то большинство навыков, полученных во время учёбы. Новые медиа – это не только «про буквы и слова»: созданный контент ещё нужно упаковать. Здесь и монтаж видео, и создание инфографики, да и просто html-вёрстка – нужно буквально всё. К тому же, на нынешнем месте работы я совмещаю работу «в поле» и в офисе редакции, а потому классические навыки такие как, умение взять интервью на месте события, записать видео, написать хороший текст, конечно, нужны, но необходимо уметь профессионально технологически обработать информацию.
– И насколько я понимаю, сегодня профессиональному журналисту в интернете еще нужно уметь работать быстро?
– Те самые ролики о суперменах с рюкзаками, которые бегают в полях и «творят настоящую журналистику», из учебного пособия превратились в реальность с каждым из нас в главной роли. С той лишь оговоркой, что информация нужна ещё и ещё быстрее. Поэтому ждать, пока ты отправишь видео монтажёру, а интервью – расшифровщику, никто не будет: сейчас это умеет каждый первый не то что журналист, а пользователь социальных сетей. Поэтому журналист должен это делать в два раза быстрее и два раза качественнее, пока его не заменили роботом.
– Вы правы, роботы, составляющие информацию, уже появились, но неужели Вы считаете, что они способны полностью заменить журналиста, человека, профессионала?
– Пока этого не произошло, нужно уметь работать в условиях трансмедиа, т.е. уметь всё: добыть информацию, обработать, упаковать и выдать. К счастью, на кафедре «Журналистика и массовые коммуникации» журфака ЮУрГУ, научили всему этому, причём независимо от того, в каком виде эта информация предстанет: в текстовом, звуковом, видеоформате, официальное заявление или сторис в Инстаграме, пост в Телеграме, просто инсайд или qr-код. Если это к нам попало, через пару минут это будет полноценный медиатекст, созданный по всем правилам мультимедийного сторителлинга. Физические инструменты для этого есть у каждого, а те, что в голове – только у выпускников нашей кафедры.