В рамках нацпроекта «Цифровая экономика» студенты и ученые Южно-Уральского государственного университета разработали игровое приложение «Веселый сад» для слабовидящих детей дошкольного возраста, которое может быть использовано для коррекционной работы. Командой проектировщиков уже получен патент на программное приложение «Веселый сад». В 2019 году, на основе существующего программного кода игры, было создано продолжение игры «Времена года» с новым с визуальным наполнением. В ближайшее время студенты – разработчики планируют впервые провести презентацию игры для детей с нарушениями зрения в специализированном детском саду Челябинска.
Междисциплинарный проект для слабовидящих детей
Одной из задач нацпроекта «Цифровая экономика» является преобразование приоритетных отраслей экономики и социальной сферы, включая здравоохранение, образование, промышленность и проч., посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений. На сегодняшний день в России ощущается как количественный, так и качественный дефицит методических и дидактических учебных пособий для детей с особыми образовательными потребностями. В связи с этим актуальным становится создание благоприятной цифровой среды для людей с ограниченными возможностями здоровья.
В Южно-Уральском государственном университете была создана междисциплинарная коллаборация, куда вошли студенты Архитектурно-строительного института Ольга Меркер и студентка Высшей школы электроники и компьютерных наук Юлия Кирилова, которые начали работу над игровым приложением «Веселый сад», а позже присоединились Анастасия Букрина и Анастасия Кирдань. В качестве звукорежиссёра выступила заведующий учебной лабораторией «Радио ЮУрГУ» Ксения Заболотнева. Научный руководитель студентов-дизайнеров и координатор всего проекта – доцент кафедры дизайна и изобразительных искусств Дмитрий Черных.
За основу для разработки интерактивного приложения была взята программа Плаксиной Л.И. и Григорьевой Л.П. «Развитие зрительного восприятия» для детей с нарушениями зрения. При разработке цифрового интерактивного образовательного продукта, в качестве консультантов были приглашены высококвалифицированные специалисты в своих областях знаний: представитель Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета (ЮУрГГПУ), факультета Инклюзивного и коррекционного образования, кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик Лариса Осипова и зав. отделением Челябинской областной детской клинической больницы (ЧОДКБ) кандидат медицинских наук, врач-офтальмолог высшей категории Елена Ядыкина.
«Данная программа может применяться при лечении детей с амблиопией различного генеза (рефракционной, обскурационной, дисбинокулярной, анизометропической) и различной степени тяжести у детей от 3 лет и старше. Использование данной программы возможно в комплексном лечении амблиопии для повышения эффективности лечения», – говорит зав. отделением Челябинской областной детской клинической больницы (ЧОДКБ) кандидат медицинских наук, врач-офтальмолог высшей категории Елена Ядыкина.
Обучение в игре
У детей с нарушением зрения сравнительно низкий уровень познавательных способностей. Это естественное следствие неполноценной, искажённой, неточной зрительной информации, лежащей в основе познавательной деятельности. Происходит это не потому, что они не могут увидеть, разглядеть, а потому, что их зрительное внимание в этот момент «спит»: у ребёнка нет ни стремления, ни желания разглядеть, всмотреться.
По словам создателей игры, реализация данной методики впервые выполнена в форме игрового приложения, включающегося в себя комплекс из мини игр. При создании дизайна игрового приложения для детей с нарушением зрения были учтены основные факторы: такие как цвет, размер и несложность форм. Компьютерная игра значительно повышает интерес ребенка к процессу обучения. Кроме того, использование цифровых технологий позволяет обеспечить условия для индивидуального коррекционного обучения. Используя соответствующие настройки в программе, можно планировать работу с ребёнком во времени, учитывать его зрительные и познавательные возможности при выборе заданий и их выполнении.
«Работа в созданном нами приложении направлена на восприятие основных характеристик изображения (контура, яркости, цвета, формы, величины, места в пространстве), способности к интегрированию признаков. Это помогает развивать мыслительные операции, зрительную кратковременную память, обогащает предметные представления детей», – уверена Юлия Кириллова.
В 2019 году, на основе существующего программного кода игры, было создано продолжение игры «Времена года» с новым с визуальным наполнением. Работа над игровым приложением, разработанным студентами Южно-Уральского государственного университета продолжается с учётом пожеланий и требований консультантов. В планах создателей провести тестирование приложения совместно с сотрудниками дошкольного отделения специальной (коррекционной) общеобразовательной школы для детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушение зрения) №127 г. Челябинска.