В большинстве случаев аварии и травмы становятся следствием ошибок человека. В связи с этим актуален вопрос о том, как обезопасить человеческую жизнь в бытовых условиях и на производстве. В этом направлении работают ученые Южно-Уральского государственного университета, которые разработали систему тренажа водителей транспортных средств и работников производственной сферы с учетом их психофизиологических особенностей.
Основными критериями качества работы водителя, оператора стационарной машины являются безошибочность и своевременность выполнения каких-либо операций. Для отработки этих качеств созданы тренажерные устройства, которые уже применяются в европейских странах. Они моделируют естественный объект (например, кабину автомобиля) и различные внешние воздействия (время суток, туман, гололед и др.), аварийные ситуации, подготавливающие человека к их разрешению в реальных условиях. Их использование позволяет обеспечить безопасность рабочего процесса за счет повышения профессиональных качеств оператора. Исследование ученых ЮУрГУ направлено на поиск путей повышения безопасности системы «оператор — машина — среда» на транспортных работах и опубликовано в журнале SAE International Journal of Transportation Safety (БД Scopus). Ее авторами являются доктор технических наук, профессор Юрий Аверьянов и кандидат технических наук, доцент Константин Глемба.
Темперамент или жизнь?
Учеными был предложен учет темперамента людей, управляющих транспортными средствами (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик), который будет осуществляться следующим образом: в зависимости от того, к какому типу принадлежит человек, определяется количество циклов тренажа с применением тренажеров. Так, холерикам необходимо больше времени для работы с тренажерами, поскольку они совершают ошибки при управлении стационарными или мобильными машинами чаще других. Такая программа тренажа может быть использована в любых направлениях деятельности человека, где требуется совершенствование умения безошибочного управления чем-либо. Так, она может найти применение при подготовке сотрудников летного состава летательных аппаратов.
«Мы проводили как теоретические, так и экспериментальные исследования, которые позволили установить минимальное количество тренировок для конкретных лиц с учетом их индивидуальных особенностей, в частности, психофизиологических», — рассказывает профессор кафедры безопасности жизнедеятельности Политехнического института ЮУрГУ Юрий Аверьянов.
Фото: Доктор технических наук, профессор Юрий Аверьянов
Новые тренажеры моделируют погодные условия и аварийные ситуации
Важно отметить, что причинами аварий становятся не только ошибочные действия оператора, управляющего каким-либо процессом, но и факторы внешней среды, посторонние воздействия. Оказывать влияние на качественное управление могут неблагоприятная погода, время года, состояние и надежность машины, которой управляют. Методика подготовки специалистов должна учитывать все эти факторы.
Конечным продуктом работы ученых станет учитывающая различные факторы программа тренажа работников, выполняющих управление стационарными и мобильными машинами.