В Высшей школе экономики и управления в рамках проектного обучения начата реализация проекта «Финансовое и организационно-экономическое обеспечение ценозависимого управления энергетическими ресурсами на промышленных предприятиях».
Проект реализуется в рамках магистерской программы «Стратегическое и корпоративное управление в условиях цифровой экономики» на кафедре «Финансы, денежное обращение и кредит». Заказчиком является ООО «Научно-исследовательский центр «Энергетический менеджмент».
Цель проекта – разработка практико-ориентированных моделей и методов сокращения затрат на энергоресурсы и повышения энергетической эффективности отечественной промышленности в условиях цифровой экономики.
Сегодня проблема экономии энергии и повышения эффективности ее использования при производстве товаров и услуг является одной из важных в мире. Как развитые, так и развивающиеся страны стремятся к ее разрешению, поскольку от этого напрямую зависит конкурентоспособность национальной экономики.
В основе ценозависимого управления затратами на электропотребление лежат теория и практика ценозависимого потребления электроэнергии, возникшие во второй половине ХХ века в США. Ценозависимое потребление электроэнергии представляет собой модель управления затратами на электропотребление со стороны конечных потребителей электроэнергии на основе реакции на ценовые сигналы рынка электрической энергии с целью минимизации затрат на ее оплату.
Метод очень быстро зарекомендовал себя, постепенно стал использоваться многими развитыми в экономическом отношении странами, а в последнее десятилетие был закреплен на законодательном уровне и в нашей стране.
Ценозависимое управление затратами на электропотребление получило существенное методологическое развитие на кафедре «Финансы, денежное обращение и кредит» ВШЭУ ЮУрГУ (НИУ), результатом чего явились защиты двух диссертаций – кандидатской и докторской. Часть разработок авторов диссертационных исследований привлекла внимание практиков, в связи с чем на кафедре поставлено две задачи: довести полученные результаты до конкретных алгоритмов и программных продуктов и распространить разработанные методы на рынок потребления газа.
К решению этих задач привлечено пятеро магистров первого курса очной формы обучения (программа «Стратегическое и корпоративное управление в условиях цифровой экономики», направление 38.04.02 Менеджмент).
В рамках первого задания студентам предстоит провести анализ рынка энергоресурсов в России, выявить его ключевые особенности, законодательные основы и принципы функционирования. Реализация проекта будет продолжаться два года, то есть в течение всего срока обучения студентов, и закончится защитой выпускных квалификационных работ, на которую планируется пригласить представителей заказчика.