Сегодня очень актуален вопрос улучшения имиджа Челябинска и области. В рамках проектного обучения в этой работе самое активное участие принимает ЮУрГУ. Историки Института социально-гуманитарных наук намерены внести свой вклад в решение задачи ребрендинга города и области. О проектах историко-культурного характера, виртуальной экскурсии по Челябинску, дигитализации истории ЮУрГУ и многом другом рассказывает руководитель проекта, доктор исторических наук Ольга Никонова.
– Какова роль, которую может сыграть ЮУрГУ в решении масштабной задачи ребрендинга города и области?
– Сошлюсь на мнение известного исследователя истории Челябинска, старшего научного сотрудника Научно-образовательного центра евразийских исследований ЮУрГУ Гаяза Самигулова. По его мнению, челябинцы считают родной город местом, не имеющим интересного прошлого. Это типичное мнение жителей и руководства города. На деле же это совершенно не соответствует действительности, как в отношении города, так и в отношении области! Подобная стереотипная точка зрения негативно влияет на демографическую ситуацию в городе, на развитие туристического кластера. Донести до городского сообщества и руководства области понимание того, что Челябинск – это город со значительным и интересным прошлым, обозначить на карте исторические объекты, сделать качественный продукт, который познакомит гостей города с его историей в современной упаковке – все это главная задача нашего проекта.
– Над какими конкретными проектами историко-культурного и социокультурного характера вы работаете сегодня?
– Название нашего проекта сформулировано достаточно широко – Public and Digital History (далее – PDH). Под этой общей «шапкой» в двухгодичном цикле будут реализовываться конкретные проекты. Мы начинаем с проекта под общим названием «Электронное интерактивное приложение «Историческая реконструкция Челябинска». Цель создания такого приложения – знакомство челябинцев и гостей города с его историей, и формирование базы данных с информацией по историко-культурным объектам города.
Начнем мы с ключевых точек истории города, затем будем включать в приложение все больше и больше интересных объектов. Известно, что многие объекты прошлого Челябинска были утрачены. Например, уже не существует крепости, с которой когда-то начинался город. Благодаря проекту, челябинцы и гости города смогут «побродить» по крепости виртуальной. Предположительно это будет 3D-проекция крепости, возможно, с элементами анимации: в крепость можно будет «войти», «познакомиться» с её обитателями, «побывать» в жилищах…
– В числе задач вы упоминаете мониторинг уже существующих проектов PDH, реализуемых в регионе. Значит ли это, что ЮУрГУ будет подключаться к реализации уже существующих проектов?
– В направлении дигитализации истории региона активно работают и энтузиасты, и Министерство культуры области. Уже несколько лет существует так называемая «Красная линия Челябинска» – приложение для мобильных устройств. 23–24 августа 2018 г. представители ЮУрГУ приняли участие во всероссийском форуме «“Информационное общество-2018”: Цифровое развитие регионов». В ходе конференции мы познакомились поближе с организациями, которые работают в этом же направлении, в частности, разрабатывают туристические проекты с использованием цифровых технологий и дополненной реальности.
– В чем преимущества вашего проекта?
– Основной наш плюс – возможность объединения качественного исторического контента с продвинутыми цифровыми технологиями. В ЮУрГУ сосредоточены силы, серьезно занимающиеся историей Челябинска. Именно поэтому мы можем наиболее качественно подготовить содержательную часть приложения. Мы взаимодействуем с другими вузами города и можем использовать потенциал наших коллег. Так создается кумулятивный эффект для формирования качественного исторического контента.
Как показывает мониторинг существующих проектов, с содержанием нередко возникают серьезные проблемы из-за того, что специалисты в области компьютерных технологий или web-дизайна работают без помощи историков. Разрабатывая интерактивное приложение, они черпают информацию из интернет-ресурсов, а там много ошибок, непроверенной информации, просто непрофессиональных текстов!
С другой стороны, для реализации интересного электронного приложения, необходимо иметь хорошую техническую базу и продвинутых, грамотных специалистов, работающих в сфере цифровых технологий. И ЮУрГУ обладает такими возможностями. Политехнический, архитектурно-строительный и социально-гуманитарный институты в междисциплинарном проекте будут работать совместно. У нас уже достигнуты договоренности о сотрудничестве с этими подразделениями. Да и сама работа уже находится в активной стадии. Вместе мы сможем подготовить технически качественный, конкурентоспособный продукт.
Достигнута договоренность и с ВШЭУ. У нас есть хороший опыт работы с экономистами. Экономисты, историки и политологи вместе участвовали в проекте, реализованном на базе Кунашакского муниципального района. Две студентки кафедры «Экономика промышленности и управление проектами» сделали экономическое обоснование для двух проектов – туристического маршрута по селу Большой Куяш и введение в действие храма Покрова Пресвятой Богородицы в этом же селе. Опыт взаимодействия был очень положительный, и мы надеемся на продолжение сотрудничества.
– В задачах проекта указано, что продукт проекта должен быть готов к репликации…
– Говоря коротко, объект должен быть копируемым, возобновляемым, восполняемым. Должна быть возможна его репликация на другом материале. Это будет мобильная платформа, которую, например, можно будет передать ученым-историкам в любой другой области, и они наполнят его своим содержанием, сделают продукт виртуального города по образцу. Нашу технологию можно будет купить и наполнить своим контентом.
– Какие еще проекты входят в ваш «банк данных»?
– Второй конкретный проект по направлению Public and Digital History связан с нашей университетской тематикой. Это локальный проект к юбилею ЮУрГУ, который ставит своей целью дигитализацию истории вуза. Руководству вуза мы предложим рассмотреть «опытный образец». Если он будет одобрен, мы будем двигаться в этом направлении дальше.
– Первоначально ЮУрГУ (тогда ЧММИ) находился в здании сегодняшнего 11 лицея. В проекте… надеваешь очки виртуальной реальности и попадаешь в здание института того времени?
– Технология дигитализации истории вуза немного иная. Совместно с управлением маркетинга и стратегических коммуникаций и отделом глобальных сетевых технологий мы делаем сайт, на который можно будет перейти с основного сайта университета.
Этот сайт будет интерактивный, живой. В перспективе он будет включать экскурсии по вузу, квесты, возможности виртуального посещения подразделений университета и музейного комплекса вуза.
– Как будет выстраиваться работа в рамках проекта?
– Каждый из семи наших магистрантов получил пробное индивидуальное задание, которое должно выявить уровень подготовленности ребят к решению конкретных задач проекта. По итогам мониторинга будут сформированы подгруппы, которые получат конкретные технические задания и будут взаимодействовать со студентами других подразделений университета. Магистранты приняли участие в нескольких мозговых штурмах, в ходе которых в режиме нон-стоп генерировали идеи о том, как может выглядеть и работать интерактивное приложение. Также состоялась встреча расширенной проектной группы: историки, дизайнеры и технари обсудили конкретные шаги по проекту и ответственность каждой из сторон.
– Как планируется осуществить историко-культурное картирование территории Челябинска?
– Карты, с нанесенными на них историческими и культурными объектами города, и виртуальные экскурсии по городу уже существуют. Чаще всего это результат работы энтузиастов. Я уже упоминала «Красную линию Челябинска» (проект Тимура Тазетдинова), которая существует в сети с 2015 года. Однако картирование – процесс бесконечный, так как карты могут пополняться за счет неучтенных ранее объектов, тематических расширений. Этот бесконечный процесс связан с сущностью истории: как только день ушел в прошлое, он стал историей. Объекты, которые связаны со значимыми событиями в истории города, продолжат появляться в проекте.
Наша цель – по окончании двухгодичного цикла проекта предложить электронный ресурс, на котором обозначены объекты, которые мы за два года сумеем дигитализировать (оцифровать). Какая-то часть информации будет храниться в форме базы данных, которую опять же можно пополнять и расширять бесконечно.
– Студенты работают в тандеме с авторитетными историками?
– Да, мы работаем вместе. К примеру, Гаяз Хамитович Самигулов – наш научный консультант, у него уже накоплена информация и ценные источники по истории Челябинска. Мы будем ему выделять студентов из нашей проектной группы, которые будут получать конкретные задания по работе с этими источниками, и соответственно консультироваться у Гаяза Хамитовича. Со студентами работаю и я как руководитель проекта и мой аспирант – Евгений Алексеевич Петров. Он занимается организационной работой и курирует студентов. В программе проектного обучения задействованы также преподаватели других институтов, которые ведут курсы для историков из базовой части учебного плана, и преподаватели кафедры отечественной и зарубежной истории – профессор Виктор Сергеевич Балакин, доценты Александр Анатольевич Тимофеев и Николай Александрович Антипин. Для реализации подпроекта «Digital History of SUSU» создана рабочая группа под руководством доцента Светланы Анатольевны Кривоноговой.
– Как построено проектное обучение историков?
Первым заданием студентов было – в течение недели выбрать для проекта один исторический объект в Челябинске, составить его краткое описание, и обосновать: почему именно этот объект достоин войти в виртуальную экскурсию по Челябинску. У нас выявилась группа лидеров. Студент группы СГ-136 магистрант Дмитрий Васильев лучше всех справился с заданием. Про дом купцов Злоказовых он разработал и подробное описание, рассчитанное на подготовленную к восприятию исторического материала публику, и краткий сюжет, адресованный туристам.
В нашем проекте задействованы и бакалавры, которые участвуют в нем в рамках часов, выделенных на научно-исследовательскую работу. Студентки бакалавриата Дарья Дорохова и Галина Просвирнина также вошли в тройку лидеров. Они выделили в качестве достойных историко-культурных объектов кинотеатры «Знамя» и «Родина» (ныне органный зал).
– Какова роль организаций-партнеров в проекте?
– Мы наиболее плотно работаем с некоммерческой организацией Фонд «Южный Урал», с которым у университета заключено соглашение. Кроме того, мы вышли на администрацию Челябинской области, которая заинтересовалась проектом. В ближайшее время мы планируем подготовить презентационный фрагмент нашего проекта, который позволит выйти на новый уровень обсуждения с партнерами, от которого будет зависеть и дальнейшая судьба реализации проекта.
– Расскажите о ближайших задачах проекта?
– Ближайшие планы – работать, работать и работать. По мере развития проекта возникают все новые вопросы и задачи, о которых не думалось вначале. Проект – живой организм, который растет и развивается, требуя к себе ежедневного внимания. Сейчас наиболее насущная задача – подготовить материалы для кафедр-участников из других институтов и посмотреть, что будет получаться у них при работе с новыми для них объектами – историческими источниками. Вторая не менее важная задача, имеющая стратегическое значение, – представителям разных специальностей необходимо научиться говорить на понятном друг другу языке. И мы полны решимости и готовы учиться.