Сегодня арт-среда всё более и более перемещается в виртуальное пространство. Многие музеи России и мира имеют своих виртуальных двойников. Отдельного внимания заслуживают музеи литературные. Не выходя из квартиры, вы можете посетить музеи Михаила Булгакова, Марины Цветаевой и многих других авторов. К процессам создания подобных домов-музеев в виртуальном пространстве с 2018 года в рамках проектного обучения подключился и наш университет.
У проекта Виртуального музея писателей Южного Урала, помимо культурной и просветительской, есть особая миссия – вклад в ребрендинг Южного Урала. Сегодня в Челябинске кипит литературная жизнь: появляются новые яркие авторы, проводятся литературные мероприятия разного уровня и формата, создаётся антология современной уральской поэзии. Накоплен значительный литературный материал, который требует систематизации в форме, адекватной стилистике времени, – в интернет-пространстве. Проект Виртуального музея писателей Южного Урала создается в рамках международного тренда Digital Humanity, на стыке компьютерных и гуманитарных наук, с целью популяризации гуманитарного знания через визуализацию и разработку электронных продуктов.
Благодаря новому проекту ЮУрГУ читатели из любой точки мира смогут познакомиться с литературной жизнью Южного Урала и побывать дома у лучших уральских авторов. О замысле и истории создания Виртуального музея писателей Южного Урала, о первых персоналиях музея, об участии в проекте иностранных студентов кафедры русского языка и литературы ЮУрГУ и о многом другом рассказывает профессор кафедры, доктор филологических наук Татьяна Семьян.
– Татьяна Федоровна, как родилась идея виртуального музея?
– Создание литературных музеев и арт-пространств – актуальный тренд последних лет. У наших соседей из Екатеринбурга есть целый литературный квартал, но в нем, в основном, представлены писатели и поэты Среднего и Северного Урала. В Челябинске подобной структуры – объединенного музея писателей и поэтов Южного Урала – до недавнего времени не существовало. Инициатором создания Виртуального музея писателей Южного Урала на площадке Университета выступила кафедра русского языка и литературы ИСГН ЮУрГУ. Виртуальная форма была выбрана не случайно. Она наиболее продуктивна и мобильна. Для создания реального музея необходимо помещение, инфраструктура, средства. Пространство интернета позволяет попасть в виртуальный музей без особых усилий, а это значит, что у виртуальной версии больше возможностей.
– Кто принимает участие в его создании?
– Проект ориентирован на обучение студентов и носит междисциплинарный характер: в рамках него в одной команде работают филологи, дизайнеры и программисты. В создании Виртуального музея в рамках реализации проектного обучения задействованы магистранты группы СГ-115 – Артем Шилинцев, Арина Медведева, Ольга Маякова, Марина Черных, Анастасия Сахарова, София Пучкова, Влада Батуева, Азалия Шарафутдинова. Поскольку мы делаем виртуальный музей, мы заинтересованы в сотрудничестве с дизайнерами. Мы уже пригласили в проект двух студентов – дизайнеров из архитектурно-строительного института и программистов из ИЕТН. Разработка виртуальной модели музея, в которых примут участие дизайнеры и программисты, в итоге станет темой их дипломов.
Действиями студентов руководят преподаватели кафедры русского языка и литературы. У нас на кафедре постепенно формируется коллектив молодых ученых, занимающихся этой проблематикой. В проекте принимает участие преподаватель кафедры Евгений Смышляев. Мы целенаправленно занимаемся изучением современной литературы Челябинска и Южного Урала. Под моим руководством Евгений Александрович в мае 2018 года защитил кандидатскую диссертацию о современной поэзии Челябинска. В создании музея нас поддерживает Министерство культуры Челябинской области, которое выступает в качестве основного заказчика проекта.
– По какому принципу подбирались персоналии?
– В результате работы над кандидатской диссертацией мы остановились на 30 персоналиях, хотя поэтов и писателей на Южном Урале, конечно, гораздо больше. В науке требуется, чтобы материал был структурирован и систематизирован. Начали мы с музеев-квартир двух авторов: поэта старшего поколения – Николая Годины, которому в 2015 году исполнилось 80 лет, и медийной персоны Яниса Грантса. Ему в 2018 году – 50 лет.
– Какой будет структура музея?
– Мы работаем над сайтом, в рамках которого будут размещены отдельные музеи-квартиры. В качестве примера мы ориентировались на подобный проект магистрантов Высшей школы экономики – виртуальный дом-музей Марины Цветаевой. Кликая на музей, мы попадаем в квартиру поэта. В реальном музее Цветаевой была проведена 360-градусная съемка. В результате в виртуальном музее мы можем изучить предметы интерьера, кликнув на них. Такие интерактивные, живые моменты (открывающаяся тетрадь поэта и прочее) мы планируем сделать и в нашем музее. Всех секретов проекта раскрывать не буду, но дизайн будет интерактивным. В музеях-квартирах будет собран уникальный контент, связанный с творчеством поэтов: видео, текстовый, аудио.
Предполагается, что в музее будут размещены интервью с поэтами, и записи, на которых они читают свои стихи. Суть проекта – в погружении в художественную лабораторию поэта, в особый мир его творчества. Мы планируем сделать панорамные фото реальных квартир поэтов. Начать планируем с квартиры Яниса Грантса. Мы уже получили разрешение на съемку.
Планируется, что виртуальный музей будет начинаться с порога дома. На фото поэт «открывает» дверь, и мы «заходим»... Для нас важно показать реальность, в которой живет поэт, лабораторию, в которой он творит. Янис Грантс открыт подобным экспериментам. Он сознательно мифологизирует собственную жизнь, участвует в перфомансах, активно включен в современную поэтическую реальность Урала. Поэтому не удивительно, что в качестве эксперимента по созданию первого виртуального музея выбор пал именно на него. В рамках проекта будет организована работа по нескольким направлениям: это и научное исследование творчества поэта, и образовательная компонента проекта, в рамках которой студенты учатся создавать контент музея и работать с ним в виртуальном пространстве, учатся анализировать тексты и излагать их в форме научного эссе. Это проработка содержательной и визуальной концепции музея, организация совместно с авторами поэтических «ивентов» – творческих встреч поэтов с читателями – и многое другое, – всё, что включает в себя трансмедийный проект виртуального музея.
В рамках проекта запланировано сотрудничество с электронным студенческим журналом Института Славистики Цюрихского университета SlavicumPress, оформление гранта по научной части проекта, публикация статей, индексируемых в WoS и Scopus, разработка курсов «Мастерская интернет-текста», подготовка интернет-издания «Мультимедийные технологии в прикладной филологии» и электронного учебного пособия «Современная отечественная поэзия», издание монографии «Современная поэзия Челябинска» и многое другое.
– В проекте задействованы и иностранные студенты?
– Да. И это уникальная история! В рамках проекта была организована творческая встреча Яниса Грантса с его иноязычными читателями – иностранными студентами кафедры русского языка и литературы. Студенты из Судана – Эльсамани Ибрахим, Мохамед Таха, Хузейва Осман читали стихи Яниса. В ходе встречи читатели смогли пообщаться с автором и больше узнать об истоках его творчества, о том, что его вдохновляет. Для поэта это очень важный, особый опыт – слышать, как его стихи читают люди, для которых русский язык – неродной. Это возможность увидеть свое творчество в новом звучании, в новом аспекте.
Для иностранных студентов это также уникальный опыт погружения в русскую культуру. Они были очень вдохновлены мероприятием. Чтение стихов иностранными студентами – акция уникальная. В рамках проекта перед нами стоит задача – показать поэта с разных сторон. И как живого человека, и как автора, который выходит к массовому читателю: и русскоязычному, и к зарубежному... Первые чтения с иностранными студентами были посвящены именно этой цели.
– Виртуальный музей Николая Годины будет создаваться по тому же принципу?
– Он будет построен немного иначе. Изначально Николаю Године у нас был посвящен дипломный проект. Два дипломника в качестве литературных редакторов помогли издать книгу Н.И. Годины «Личное дело». Николай Иванович предоставил Университету уникальный архивный материал, который дипломницы анализировали под моим руководством, редактировали и формировали книгу, полностью подготовив её электронный макет. Книга издавалась к 80-летию поэта. В Музее Годины мы не будем делать 360 –градусную панораму комнаты, сфотографируем только шкаф с книгами и рабочий стол – его творческую мастерскую. Есть мнение, что современные поэты пишут стихи на компьютерах или смартфонах. И Николай Година, и Янис Грантс пишут в тетради за рабочим столом.
В виртуальном музее нам важно воссоздать рабочее место поэта и окружающую его атмосферу. Творческую мастерскую Годины тоже планируется воссоздать в интерактивном ключе. Кликаешь мышкой, и открывается рабочая тетрадь поэта... Современный потребитель литературной продукции очень заинтересован в визуальном контенте, и мы стремимся достичь этого эффекта за счет прикладного подхода к изучению современной поэзии.
– Какие еще виртуальные квартиры должны будут появиться в музее в ближайшее время?
– Мы планируем, что проект будет долговременным. Конечно же, структура музея будет расширяться, пополняться новыми персоналиями. Со следующими магистрами мы предполагаем делать виртуальную комнату-музей Александра Самойлова, известного своим интерактивным проектом «Маршрут 91» в Google Maps. Александр ездит на работу на 91 маршрутном такси. Каждой остановке своего маршрута он посвятил стихотворение. Эти стихотворения привязаны к локациям в гугл-картах. Эту идею мы хотим поддержать и продолжить, сделав подробную карту этого маршрута. К каждому поэту у нас свой подход и своя стратегия.
Конечно, в Виртуальном музее поэтов и писателей Южного Урала мы не можем обойтись без такой знаковой фигуры как Виталий Кальпиди. Сегодня это ключевая фигура современной поэзии Южного Урала. Именно он – инициатор организаторских проектов, инициатор создания Антологии Уральской поэзии. Без Кальпиди невозможно представить панораму литературной жизни Челябинска. Поэтому его виртуальный музей мы планируем обязательно. И впереди – создание виртуальных комнат многих поэтов и писателей Южного Урала. У нашего края большой культурный потенциал! И наша задача – продемонстрировать этот потенциал всему миру. Сегодня над этим работает Виталий Кальпиди. Мы в рамках проекта «Виртуальный музей писателей и поэтов Южного Урала» также идем к этому.
Важная задача нашего проекта – формирование положительного имиджа Челябинска, это наша глобальная цель! В рамках проекта мы не просто учим магистров проектной деятельности, они не только приобретают прикладные навыки создания виртуального музея, но и становятся причастными к культурной жизни родного края. Мы прививаем им высокий уровень культуры. И это тоже очень важная задача!