Машиностроение — базовая отрасль экономики практически любой высокоразвитой страны. Оно занимает первое место среди всех отраслей мировой промышленности. Научно-исследовательский институт «Опытное машиностроение» Южно-Уральского государственного университета не только участвует в процессе обучения студентов, но и выполняет заказы ведущих машиностроительных предприятий региона. О направлениях деятельности, интересных проектах и возможностях сотрудничества с научно-исследовательским институтом для партнеров рассказал директор НИИ «Опытное машиностроение» Рамиль Закиров.
— Практический опыт зачастую становится главным конкурентным преимуществом молодого специалиста. Как НИИ «Опытное машиностроение» участвует в обучении студентов?
— Научно-исследовательский институт «Опытное машиностроение» — базовое подразделение для подготовки студентов, ориентированных на работу в машиностроительном комплексе. К ним относятся практически все направления подготовки Политехнического института ЮУрГУ. У нас есть интерактивный класс, где размещено оборудование, позволяющее студентам получить практические навыки. Они знакомятся с современнейшей техникой уже на этапе своего обучения. Приходя в дальнейшем на предприятия, молодые специалисты имеют представление о том, как с этим оборудованием работать, быстро адаптируются и успешно строят карьеру. Многие выпускники вуза, прошедшие через НИИ «Опытного машиностроение», работают не только на машиностроительных предприятиях, но и в других отраслях.
— Помогаете ли вы специалистам ЮУрГУ в их научных разработках?
— Взаимодействие со специалистами ЮУрГУ — это еще одна прерогатива нашего института. Это в основном специалисты, учёные, докторанты, аспиранты. Мы проводим научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКРы), по чертежам наших ученых изготавливаем опытные образцы для их исследований. В частности, мы работаем заместителем директора Политехнического института Игорем Щуровым, директором Архитектурно-строительного института ЮУрГУ Дмитрием Ульрихом, с деканом факультета материаловедения и металлургических технологий Михаилом Ивановым, с заведующим кафедрой технической механики Сергеем Сапожниковым, деканом автотракторного факультета Юрием Рождественским, с доцентом кафедры летательных аппаратов Аэрокосмического факультета Виктором Федоровым и другими. Компетенции специалистов НИИ «Опытное машиностроение» и современное оборудование позволяет выполнять эти работы на высоком уровне.
— С какими предприятиями работают лаборатории НИИ «Опытное машиностроение»?
— Научно-исследовательский институт «Опытное машиностроение» сотрудничает с предприятиями реального экономического сектора регионального и федерального уровня. Лаборатория машиностроения под руководством Павла Самойловских работает с машиностроительными предприятиями, такими как Челябинский тракторный завод, компания «Бюро технологической оснастки и механической обработки», СКБ «Турбина», НПО «Андроидная техника». Это наши главные партнеры, с ними у нас достаточно длительные договорные отношения. Лабораторией физического моделирования термомеханических процессов руководит Александр Ахмедьянов. Ее деятельность в большей степени связана с металлургией, и заказчики, соответственно, относятся к этой отрасли.
Лаборатория экспериментальной механики под руководством Павла Тараненко выполняет серьезную опытно-конструкторскую работу с заводом «Челябинские строительно-дорожные машины». Недавно созданную лабораторию композиционных материалов возглавил Александр Херувимов. Один из последних проектов — изготовление стенда для компании Екатеринбурга, которая выпускает электронные системы управления для машиностроительной отрасли.
В составе института есть лаборатория конструирования оболочек электронных систем управления, которая расположена в Металлургическом районе Челябинска. Здесь мы разрабатываем конструкции кабин для предприятий города и региона. Основные наши партнеры в этом направлении — Челябинский механический завод, который считается лучшим предприятием России по производству кранов, «Крановые технологии», ДСТ «Урал».
— Не так давно в состав института вошел Центр компьютерного инжиниринга. Какие интересные проекты Центра в области машиностроения вы могли бы назвать?
— Мы начали работу с ведущей московской компанией «ПК Транспортные системы». Это ведущее предприятие по выпуску трамваев для Москвы и Санкт-Петербурга. Мы заключили договоры на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и хоздоговоры. Разработали конструкцию документацию и изготовили стенд для испытания трамвайных осей. Также у нас заключен договор с Курганским заводом дорожных машин на разработку платформы для лесовозов. Мы планируем начать эту работу в нынешнем году продолжать ее в 2019. Сейчас Центр компьютерного инжиниринга заканчивает трехлетнюю работу с ПАО «Камаз». Мы сконструировали и изготовили для предприятия систему передачи. Она прошла испытания и, вероятно, в ближайшее время предприятие будет внедрять разработку ЮУрГУ.
— В чем преимущества сотрудничества предприятий с НИИ «Опытное машиностроение»?
— Для предприятий важны сроки изготовления и качество выполненной работы. Даже стоимость идет на третьем месте. Мы удовлетворяем все их требования, каждый заказ выполняется в индивидуальном порядке, так как у нас штучное производство, а не серийное. За все годы работы не поступало ни одной рекламации. В институте работают высококвалифицированные специалисты, все они — выпускники Южно-Уральского государственного университета! Это молодые, талантливые люди. Они постоянно развиваются, изучают современные тенденции в своих областях.
На сегодняшний день у нас выстраивается очередь из клиентов. У нас есть партнеры, с которыми мы работаем очень долгое время. На данный момент в мире наблюдается некоторое падение объемов производства, но на нашем институте это не сказывается. Мы обеспечены заказами и по хозяйственным договорам, и по договорам на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
Но самое главное преимущество нашего института — в синергии между лабораториями. Руководители лабораторий эффективно решают все возникающие вопросы между собой. Например, если есть какой-то заказ у лаборатории экспериментальной механики, специалисты обращаются в лабораторию машиностроения, чтобы создать нужное для работы изделие. Мы ведем переговоры с предприятиями, обсуждаем заказы и совместно воплощаем эти идеи в жизнь!