5 августа отмечается День археолога — профессиональный праздник специалистов, изучающих быт и культуру по дошедшим до нас вещественным памятникам. Но чтобы правильно интерпретировать значение найденных предметов, необходимо понимать, как они были сделаны и для чего. На эти вопросы отвечает экспериментальная археология. Основатель центра исторических проектов «Археос», научный сотрудник НОЦ евразийских исследований ЮУрГУ Иван Семьян рассказал о том, как это направление продвигается в Челябинской области.
— Экспериментальная археология — это археологическая субдисциплина, в западной Европе и в Америке она считается отдельной специализацией. У нас же она является методом работы с археологическими источниками — это натурное воспроизведение предметов и технологий, условий, которые существовали в древности. Делается это для того, чтобы выяснить свойство материала, мотивацию древнего человека — зачем делали какой-либо предмет, как им пользовались, как добывалось сырье и так далее. Экспериментальная археология зародилась давно, с развитием исторической науки люди стали задумываться, откуда появились наскальные рисунки, как появились каменные орудия… Французский археолог Андреас Роде первым сделал каменное рубило с помощью роговых отбойников, других камней. И к концу XIX века уже строились целые постройки, воспроизводящие опыт предков.
Сейчас экспериментальная археология — перспективный метод, но сказать, что он достиг своего пика, нельзя. Очень часто в археологии исследователи являются прекрасными классификаторами, типологами, они прослеживают эволюцию морфологии предметов, локализацию, но при этом не имеют реального представления, как предмет был сделан. А экспериментальная археология решает комплексные задачи и позволяет понять, какими были технологии древности. Например, как была устроена мастерская, как добывалась и транспортировалась руда, формировались отходы производства. Так складывается целостная картина. На основе полученной информации открываются так называемые археопарки, которые служат локальными краеведческими музеями. В европейском опыте они интегрированы в локальную систему образования на государственном уровне. Но и в России это направление очень активно развивается, идет продвижение экспериментальной археологии, и с этим связана моя деятельность. Наш центр «Археос», в частности, занимается каменным и бронзовым веком.
— Расскажите, пожалуйста, как вы пришли к экспериментальной археологии? Как был создан центр «Археос»?
— С детства меня родители заразили историей, покупали много энциклопедий, я увлекался книгами Тура Хейердала и заинтересовался археологией. Примерно с девятого класса я стал ездить на военно-исторические фестивали и участвовать в реконструкциях. Изначально я думал, что стану историком и буду заниматься изучением Древней Руси. Поступив в университет, я создал первый в Челябинске клуб исторической реконструкции, который существует до сих пор. Моя первая курсовая работа получилась не исторической, а археологической, и мне посоветовали перевестись с кафедры дореволюционной истории на археологию. Я стал ездить на раскопки бронзового века, эпоха меня очаровала, вдохновила. Позднее я начал работу над кандидатской диссертацией по военному делу Синташтинской культуры, и мне важно было понимать, как это оружие было сделано. Стал учиться этому у старших коллег, у археометаллурга Сергея Агапова, Игоря Горащюка, и попутно работал кузнецом. Я ковал археологические инструменты, и изначально «Археос» был инструментом ручной работы. Мы работали в коллаборации с моим клубом реконструкции, но потом, когда я начал заниматься экспериментальной археологией, мне захотелось привлечь соратников — археологов, реконструкторов, и создать что-то более глобальное. Собрал коллектив, мы стали проводить семинары, учиться различным технологиям: лепить горшки, резать камень, делать что-то из глины. Сейчас «Археос» называется центром исторической реконструкции или центром экспериментальной археологии, и в России нет ни одной группы, которая реконструирует материальные культуры каменного и бронзового века.
— Какие виды деятельности вы осуществляете?
— Мы работаем в нескольких направлениях. Во-первых, мы осуществляем научную деятельность — ставим эксперименты, работаем над научными публикациями. Из последних событий в рамках этого направления можно назвать съезд европейской ассоциации археологов в Барселоне, где я буду презентовать эксперименты по каменным наконечникам стрел.
Во-вторых, мы активно занимаемся просветительской деятельностью. К нам обращаются за помощью, консультациями, потому что тема реконструкции каменного и бронзового века уникальна. Центр «Археос» стал активно развиваться благодаря просветительским проектам. Есть шесть документальных фильмов, в которых мы участвовали. Например, для проекта «Предки наших предков» на телеканале «Культура» мы полностью создавали антураж. На телеканале «Россия 24» выйдет фильм про рефлексию человека эпохи бронзы, в котором я буду соведущим.
Различные музеи и заповедники заказывают у нас археологические площадки — натурные реконструкции для демонстрации древних технологий. Мы делали подобное в Керче, в Бахчисарае, в Херсонесе, в Москве. Когда проходил Российско-Казахстанский форум, мы организовывали площадку по Аркаиму и проводили президентскую экскурсию. Совсем недавно мы вернулись с проекта в Северном Казахстане. В городе Лисаковск есть могильник, в котором мы совместно с дочерью Тура Хейердала, Хеленой Элизабет Хейердал, провели семинар по древним технологиям.
— Какие проекты были для вас самыми интересными?
— Мы участвовали в прошлом году в самом крупном в мире историческом фестивале «Времена и эпохи», который проходил в Москве. Наши друзья из столицы, агентство исторических проектов «Ратоборцы», — огромная коллаборация реконструкторов самого высокого эшелона, — попросили сделать павильон, посвященный палеотехнологиям каменного века. Этот проект был для меня одним из самых интересных. На мой взгляд, это гениальное решение — интегрировать реконструкторский фестиваль в городскую среду и за счет этого задействовать огромное количество зрителей. В этом году проект повторяется, но в трехкратном масштабе — 33 площадки по всему МКАДу, и две из них наши. Мы делаем площадку «Заря человечества», посвященную каменному и бронзовому веку.
Безусловно, нельзя обойти стороной наш фестиваль исторической реконструкции «Пламя Аркаима», который пользуется большой популярностью. После его проведения меня пригласили в Общественную палату, где я предложил создать подобный проект в Челябинске.
— Каким будет исторический фестиваль в Челябинске? Для чего он нужен?
— Мы планируем провести городской фестиваль с большим количеством гостей по типу «Времен и эпох», интегрированный в городскую среду. Интерес к этому проекту проявили представители Правительства региона. Сейчас мы работаем над составлением сметы. Смысл планируемого фестиваля не в том, чтобы пригнать рыцарей, викингов и устроить показные выступления. Это мероприятие должно всколыхнуть челябинскую идентичность — показать, что мы живем на земле, у которой потрясающее историческое наследие. У нас замечательный каменный век с наскальной живописью, запредельный бронзовый век, масштаб которого сложно описать, фантастический ранний железный век со своим скифским миром, интересна эпоха Средневековья и позднего Средневековья. Историю Южного Урала приезжают изучать ученые из Европы, Азии, Америки — он интересен всем, но в нашем самосознании это никак не фигурирует. Фестиваль призван показать, что все это было на нашей территории, что здесь интересно жить, есть, на что посмотреть. Такие проекты полезны для экономического развития региона, для привлечения инвесторов.
— А в плане формирования археологической площадки в Челябинске какие шаги вы предпринимаете?
— Мы прошли в финал конкурса исторических проектов от правительства Москвы с проектом «Лаборатории экспериментальной археологии в ЮУрГУ». Если мы его выиграем, нам выделят грант — миллион рублей — на реализацию совместного проекта «Археоса» с университетом. Наш регион достаточно давно в плане экспериментальной археологии передовой. У нас есть заповедник «Аркаим», который с самого начала задумывался как археопарк — там есть реконструкции, жилища каменного века, музей древних производств, сарматский курган Темир и так далее. Но из-за удаленности от города он, к сожалению, не может реализовать свой потенциал в полной мере. И мы хотим предоставить студентам возможность изучать археологию Южного Урала здесь, в Челябинске.
Вообще, чтобы соответствовать общемировому, европейскому уровню, в крупном вузе должно быть подразделение, связанное с экспериментальной археологией. Например, лабораторию, в которой студенты могли бы узнавать свойства материалов, технологии древности. Согласно проекту, в лаборатории можно будет воспроизводить различные процессы. Помещение площадью в 70 квадратных метров должно быть оснащено вытяжкой. В нем мы планируем разместить имитации глиняного горна и горна для обжига керамики, расплавки руды и металла. Также здесь будет муфельная печь, в которой это можно будет сделать быстрее, место для просушки керамики, кузня для обработки цветного металла, стол для резьбы по кости. В принципе, здесь можно будет воспроизводить все технологии от палеолита до средних веков. Если этот грант удастся реализовать, у нас будет одна из немногих лабораторий экспериментальной археологии. И даже если мы не получим такой грант, я буду продолжать работу в этом направлении.