Центр «Институт Пушкина» ЮУрГУ способствует продвижению русского языка за рубежом

Южно-Уральский государственный университет большое внимание уделяет расширению границ международного сотрудничества и распространению русского языка и культуры среди иностранных граждан. Одним из важнейших подразделений вуза, решающих эти задачи, является центр «Институт Пушкина».

Научно-образовательный и координационный центр «Институт Пушкина» ЮУрГУ был создан в 2014 году в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», в которой указаны основные мероприятия, направленные на улучшение качества образования, обеспечение его доступности и распространение онлайн-образования. В Постановлении Правительства указано, что для реализации мероприятия «Развитие открытого образования на русском языке и обучения русскому языку» необходимо сформировать партнерскую сеть «Институт Пушкина», в которую вошли ведущие вузы нашей страны, в том числе Южно-Уральский государственный университет. Центр «Институт Пушкина» ЮУрГУ за годы существования выиграл 3 гранта Министерства образования и науки РФ, благодаря которым вуз внес значительный вклад в обучение русскому языку.

Курсы повышения квалификации для иностранных преподавателей

В 2014–2015 годы центр «Институт Пушкина» ЮУрГУ получил субсидию на реализацию плана мероприятий по поддержке русского языка и образования на русском языке. Благодаря этому гранту центр начал проводить образовательную и просветительскую деятельность далеко за пределами университета. Заведующим кафедрой «Международные отношения и зарубежное регионоведение» ИЛиМК Людмилой Шестаковой были проведены переговоры с профильными ведомствами и организациями в Казахстане и Китае, в образовательных учреждениях, в которых сотрудники центра «Институт Пушкина» ЮУрГУ проводили курсы повышения квалификации для иностранных коллег.

«Все большую популярность получают программы повышения квалификации, связанные с профессиональной переподготовкой в области русского языка как иностранного, что актуально для иностранных граждан, желающих работать в сфере преподавания русского языка у себя на родине. Начиная с 2014 года в образовательных организациях Китая и Казахстана сотрудниками центра, преподавателями кафедры русского языка как иностранного, были проведены очно-заочные курсы повышения квалификации преподавателей русского языка и преподавателей-предметников, ведущих обучение на русском языке за рубежом по программам общеобразовательной школы», — отметила руководитель центра, кандидат филологических наук, доцент кафедры «Русский язык как иностранный» ИЛиМК Ядвига Березовская.

Для проведения курсов повышения квалификации сотрудниками ЮУрГУ были разработаны программы, согласованные с Государственным институтом русского языка им. А.С. Пушкина и в соответствующих подведомственных учреждениях Китая и Казахстана: «Методика преподавания русского языка как неродного в вузе и школе», «Проектная и исследовательская деятельность учащегося» и «Избранные вопросы курса физики и решение олимпиадных задач». В Китае курсы повышения квалификации прошли 192 преподавателя Института славянских языков Харбинского педагогического университета, Хэйхэйского университета, железнодорожного профессионально-технического колледжа в городе Чжэнчжоу. В Казахстане свою квалификацию повысили 52 учителя математики и 24 учителя физики.

Инновационные разработки и дистанционные технологии

Специфика университета, одним из ключевых направлений развития которого является нацеленность на инновационные технологии, позволяет центру «Институт Пушкина» ЮУрГУ использовать уникальные разработки в образовательном процессе. В 2016–2017 годы университет получил грант на реализацию проекта «Разработка роботизированной диалоговой системы для изучения русского языка различными целевыми аудиториями с последующим использованием в действующей системе электронной поддержки изучения русского языка и дистанционного образования на русском» в рамках федеральной целевой программы «Русский язык» (ФЦП РЯ 2016–2020 гг.). Задача научного коллектива под руководством заведующего кафедрой «Русский язык как иностранный» Елены Харченко состояла в создании программы работы виртуального кабинета с системой обработки речевых образцов, массовых открытых онлайн-курсов и программы функционирования антропоморфного робота.

Совместно с Высшей школой электроники и компьютерных наук ЮУрГУ был создан программно-аппаратный комплекс робот Ваня, способный распознавать речь и генерировать ответы на русском языке. Под руководством доцента кафедры «Информационно-измерительная техника» ВШ ЭКН Дмитрия Кацая были разработаны сценарии поведения робота, который может использоваться в качестве ассистента преподавателя русского языка. Проект был представлен в «Московском салоне образования». В процессе своей работы робот может активно взаимодействовать с аудиторией и иллюстрировать свои выступления на мониторе. Использование робота Вани во время занятий способствует активизации внимания иностранных студентов и преодолению психологического барьера.

https://www.susu.ru/sites/default/files/styles/wide_news_image/public/field/image/dsc_2101.jpg?itok=gRuIxKOs

В ходе работы ученых и преподавателей ЮУрГУ была подготовлена база речевых образцов носителей русского языка, к которой применили методы анализа по аналогии с измерительной техникой и техникой управления. В результате ученые создали и запатентовали роботизированную систему, включающую 3 программы ЭВМ и 1 базу данных. Перед учеными ЮУрГУ была поставлена задача сформировать базу как правильного, так и неправильного произношения, с этой целью была создана фонетическая картотека с эталонным произношением на русском языке, понятная арабам и китайцам. Она включает речевые образцы носителей этих языков, имеющих национальные особенности произношения. Объем картотеки – 39000 звуковых файла, которые используются в упражнениях и в роботизированной диалоговой системе.

Еще одной важной задачей, обозначенной в государственной программе РФ «Развитие образования», является развитие онлайн-образования. В рамках проекта под руководством заместителя директора Института открытого и дистанционного образования Ольги Елагиной научный коллектив ЮУрГУ подготовил 4 национально-ориентированных массовых открытых онлайн-курса (МООКа) по фонетике русского языка для носителей китайского и арабского языков.

«Виртуальный лингафонный кабинет и массовые открытые онлайн-курсы позволяют всем желающим улучшить свои навыки в области фонетики русского языка, не покидая пределов своей квартиры, для этого необходимо иметь лишь доступ в Интернет», — отметила Ядвига Леонидовна.

Открытие партнерской сети «Институт Пушкина» в Китае

В 2018 году ЮУрГУ получил субсидию на реализацию мероприятий, направленных на полноценное функционирование и развитие русского языка, в рамках которой Южно-Уральский государственный университет начал работу по созданию собственной сети «Институт Пушкина» на базе вузов-партнеров, ведущих обучение на русском языке в Китае. Целью программы является продвижение государственного языка России в мировом образовательном пространстве, формирование положительного образа нашей страны и повышение ее международного авторитета.

Согласно проекту, ЮУрГУ откроет не менее 8 центров «Институт Пушкина» в образовательных организациях Китая, с которыми университет ведет переговоры. Программа будет реализовываться в рамках взаимодействия с Федеральным агентством по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество), Ассоциацией технических университетов России и Китая (АТУРК), а также с Университетом Шанхайской организацией сотрудничества (УШОС). Координирует работу по формированию партнерской сети заведующий кафедрой «Международные отношения и зарубежное регионоведение» ИЛиМК Людмила Шестакова.

Программы будут реализовываться на основе интегрированного предметно-языкового подхода, который предполагает использование машинного перевода, обучение нейронных сетей, голосовой идентификации и так далее. Акцент будет сделан на таких технологиях Индустрии 4.0, как безопасность и защита информации в технологических процессах, промышленный Интернет вещей, искусственный интеллект и машинное обучение.

В рамках проекта для китайских педагогов из вузов-партнеров планируется проведение вебинаров по методике преподавания, мастер-классов, курсов повышения квалификации и других мероприятий. В обучении школьников и студентов также будут использованы интересные формы обучения, в том числе конкурс по русской каллиграфии, конкурс проектов по продвижению русского языка в китайских социальных сетях и различные олимпиады.

 

Азалия Шарафутдинова
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.