Качественное образование и наставники из числа преподавателей могут сыграть важную роль в профессиональном становлении студента. О том, какую роль сыграл Южно-Уральский государственный университет в продвижении по карьерной лестнице, рассказал выпускник направления «Социология» Института социально-гуманитарных наук ЮУрГУ, директор Исследовательского центра «Маркетинга и Социологии» («МарС») Иван Полукаров.
— Почему вы выбрали для получения образования именно ЮУрГУ?
— Здесь учились мои две старшие сестры, я приезжал к ним в гости из другого города, и мне понравилась атмосфера ЮУрГУ – сам университет, его корпусы, общежития, молодежь. Это студенческий молодой город. Когда я побывал в вузе, то решил, что хочу учиться в нем, мне здесь приятно находиться. Другие вузы такого восторга не вызывали.
— Что вам нравилось в учебе по направлению «Социология»?
— У нас были некоторые очень хорошие преподаватели, к которым было интересно ходить на занятия. Мне нравились такие дисциплины, как философия и история социологии, социологические технологии в PR-деятельности, а также предметы, связанные с политикой. Очень интересно вел занятия Игорь Филюков. Это были семинары по политической социологии, где использовался нестандартный подход. К примеру, мы проводили выборы. Группу разбивали на команды, и в своей команде я якобы выдвигался на пост главы поселка городского типа Локомотивный. У нас были также ньюсмейкер, спичрайтер и другие, каждый отвечал за свой блок. Команды соревновались между собой, и нас оценивало жюри, в которое входили на тот момент малоизвестные политики, которые впоследствии стали известными. Такие соревновательные моменты всегда интересны.
— Как вы начинали свою профессиональную деятельность?
— Когда я учился, студентов-социологов брали работать интервьюерами в маркетинговые компании. Это очень удобная подработка в студенческие годы, потому что был свободный график — сколько сделал, столько денег и получил. Мы ездили с опросами по городам области, это было интересно. Пять лет я постоянно подрабатывал, и в одной компании меня позвали работать менеджером, в другой пригласили на более высокую должность, моей обязанностью было проведение собеседований с интервьюерами. В процессе работы я вник в подноготную этой деятельности, понял, откуда компании берут заказы и так далее. Игорь Анатольевич, работавший на тот момент в Заксобрании Челябинской области, предложил мне провести социологическое исследование для одного действующего депутата, потому что не хотел обращаться к услугам других социологических компаний, ему нужен был молодой, не «забронзовевший» специалист. После завершения этой работы я подумал, что можно поискать и другие заказы, и вот так постепенно я стал проводить собственные исследования.
— Какой вклад в ваше профессиональное становление внес ЮУрГУ?
— Если быть честным, я не был образцовым студентом, где-то что-то упустил. Но кафедре надо сказать большое спасибо за то, что когда я занялся профессиональной деятельностью, я всегда мог к своим преподавателям прийти и сказать: «Я занимаюсь такой-то работой, пожалуйста, подскажите, как делается то или другое?». И они совершенно бесплатно помогали мне, просто потому что я их выпускник.
— Расскажите, пожалуйста, о том, чем вы занимаетесь сейчас.
— Специалистов в той сфере, в которой работаю я, называют полстерами. Этот термин из американской социологии, раньше так называли тех, кто проводит предвыборные опросы. Полстеры занимаются практическими исследованиями общественного мнения. Они организуют сбор, обработку, анализ информации – конкретную прикладную работу, а не научную.
— Что важно знать будущим социологам?
— Социологу важно быть хорошим аналитиком, чтобы уметь работать с информацией, потому что сейчас происходит развитие цифровых технологий, информационного общества. Работу интервьюеров, анкетеров и тех, кто проводит опросы, замещают специальные приложения, которые содержат сведения о людях. Например, социальные сети позволяют собирать данные с наименьшими затратами. Конечно, пока эта выборка не репрезентативна, поскольку в соцсетях не так много пожилых людей, и нельзя говорить о том, что такая выборка в полной мере отражает портрет всего общества. Тем не менее, сейчас ищутся пути решения этой проблемы, потому что те же пенсионеры оставляют свои цифровые следы, когда где-то регистрируются. Полевая работа вытесняется, все уходит в Big Data (большие данные), и востребованными будут специалисты с аналитическим и творческим складом ума, которые могут взять информацию и сделать из нее выводы, чего не сможет сделать машина.