У южноуральского «Лося», геоглифов пустыни Наска, похоже, появился собрат. Это гигантские буквы, образованные зданиями, реками, дорогами, обнаруженные на спутниковых снимках Земли с помощью компьютерной программы.
Идея создания «планетарного алфавита» родилась у немецких digital-дизайнеров, пытающихся найти удивительное в обыденном, «письмена Земли» — в сплетениях творений природы и человека. Они считают, что наука и искусство — две вещи вполне совместные, и даже создают необычные дизайн-проекты «на грани» программирования и машинной живописи. «Творчество алгоритмов», чем-то схожее с абстракциями «квадрата Малевича» эпохи символизма, невольно завораживает, будит воображение. В чем смысл исканий художников от IT, какие «послания свыше» они переводят в цифровой формат? Об этом — наш разговор с известным немецким дизайнером-программистом Бенедиктом Гроссом, профессором Университета дизайна Швебиш-Гмюнда.
Бассейны «в цифре»
— Для чего вы приехали на Южный Урал? И чему можете научить наших дизайнеров?
— Главная цель моей поездки — ознакомить их с новациями мирового компьютерного дизайна, показать «гармонию алгоритмов», с помощью которых можно создавать как прикладные приложения, так и произведения искусства!
Я приехал в Россию при поддержке Гете-института, чтобы принять участие в проходящем сейчас в Москве международном фестивале интерактивного дизайна «Типомания». По приглашению Павла Писклакова, старшего преподавателя ЮУрГУ и основателя проекта «Дизайн-события», побывал и в Челябинске. В галерее современного искусства«OкNo» рассказал о своих исследованиях, провел мастер-класс для студентов. Они создавали графические работы с помощью алгоритмов, выступая в роли дизайнеров-программистов. Я поделился с ними своими творческими планами, запущенными проектами.
— Один из них — это проект инвентаризации бассейнов Лос-Анджелеса…
— Когда я подлетал на самолете к Лос-Анджелесу, то был поражен, сколько здесь бассейнов! Выяснилось, что до сих пор фонтаны и бассейны никто не «брал на карандаш» — настолько их много! А если воспользоваться спутниковыми снимками с карт Google? Своей идеей я поделился с географом Джои Ли, и мы взялись за «безнадежное дело». Отправили снимки с низким разрешением индийским «трассировщикам» изображений и, получив от них контуры бассейнов (более 60 тысяч), проверили результат и уточнили данные. Путаницу вносили голубые крыши домов, которые было сложно отличить от открытых бассейнов.
— И вы все-таки провернули эту работу?
— Мы воспользовались сервисом компании «Амазон» Amazon Mechanical Turk — краудсорсинговой платформой для выполнения работ, с которыми не может справиться компьютер. Нанесли снимки на карты Bing от «Майкрософт», через сервис «Амазон» обратились к жителям Лос-Анджелеса с просьбой подтвердить спутниковую информацию, бассейн это или нет. И бассейнов оказалось 43123! Мы совместили их с городским банком данных, выстроили «биографию» водных чаш — где находятся, какие события с ними связаны. Это 74 тома информации!
Нашим проектом заинтересовалась и картографическая служба Лос-Анджелеса: уточнив информацию о бассейнах, она занесла их на карту. Наша работа также отмечена премией на прошедшем в Японии фестивале медиаискусств.
Буквы-геоглифы
— Вы еще и придумали «планетарный алфавит»…
— Этот мегапроект получил название «Aerial Bold: планетарный поиск букв». Когда мы оцифровывали спутниковую информацию о бассейнах, то заметили, что многие техногенные и природные «знаки» напоминают буквы латиницы. Почему бы их не собрать в единый «алфавит Земли»? Через интернет-сервис «Кикстартер» объявили «народный сбор» средств на этот необычный проект, и люди откликнулись, поддержали его финансово.
Магистрант Анкита Агравал, изучающая искусственный интеллект в Университете прикладных наук Равенсбург-Вайнгартена, написала программу-классификатор, распознающую спутниковые буквы. Но машину надо было обучить «засекать» более 10 тысяч изображений!
— Как собрать такое количество данных?
— И здесь нас выручил интернет-опрос: компания Mapbox предоставила спутниковую съемку, мы сделали сайт, на котором можно было указать, какая это буква. Выставили его в сеть, и люди «узнали» 12 тысяч планетарных знаков! После обучения классификатор сам начал находить на спутниковых снимках буквы, образованные дорогами, реками, мостами... В итоге в 2016 году мы сформировали шрифт и алфавит «земного письма». Он пользуется огромной популярностью, и не только из-за креативного подхода.
На мой взгляд, такие проекты — кульминация сотрудничества дизайнеров и ученых, сопоставляющих вещи, находящиеся на виду, но не видимые «зашоренным глазом». Современный дизайнер — это одновременно и художник с нестандартным, творческим мышлением, и программист, создающий свои работы в «бермудском треугольнике» данных, где пересекаются люди, технологии и окружающая среда.
— А будет ли у вашего проекта свое продолжение?
— Мы приобщаем к творчеству даже малышей! В 2016 году в издательстве Penguins Books вышла наша с Джои книга для детей ABC: The Alphabet from the Sky — азбука из спутниковых снимков с «земными буквами».
Сейчас я со студентами работаю над IT-проектом Open moji — «Открытые эмодзи», которыми люди в интернете выражают свои эмоции. Например, если информация нравится, ставят смайлики. Причем у Google они одни, у Apple — другие... Мы планируем создать единый набор таких знаков, которые будут доступны всем.
В феврале этого года вышло второе издание нашего учебника по генеративному дизайну. Главная особенность «генератива» в том, что дизайнер не рисует изображение, а придумывает алгоритмы и пишет программу, которая делает это сама.
Модель бытия
— Не заменит ли бездушная машина человека, художника?
— Это вовсе не замена творческого подхода машиной, а его новый уровень. Машину можно научить рисовать, сочинять стихи, музыку, но это будет лишь результат отбора данных, выстраивания «информационного ряда». Воображение, умение видеть прекрасное — свойства человека. А компьютер — только инструмент для творчества, помогающий разглядеть чудо в окружающем мире!
— Могут ли ваши дизайнерские новинки принести реальную пользу?
— Примером тому сценарии так называемого спекулятивного (прогнозного) дизайна. Это своего рода прогнозирование будущего, без чего сегодня невозможно двигаться вперед! Так, в рамках moovel lab мы для автоконцерна «Мерседес» разработали дизайн-проект транспортных средств будущего. К примеру, перспектива развития каршеринга — проката машин. Мы создали приложение, которое выстраивает в единую логистическую систему разные виды транспорта. К примеру, чтобы добраться до места, пассажиру нужно проехать на метро, автобусе, а затем взять в прокат автомобиль.
— Выпускник ЮУрГУ Алексей Захаров разработал популярное в США приложение для такси на базе искусственного интеллекта Lyft…
— Мы в свое время запустили проект HubCab — интерактивную визуализацию данных о такси Нью-Йорка, разработанный в лаборатории CityLab Массачусетского технологического института (MIT), где мне в свое время довелось работать. Любой пользователь интернета может посмотреть, по каким маршрутам ездили таксисты за год. Анализ таких данных может помочь оптимизировать расположение стоянок такси в городе, указать места с пиковой нагрузкой.
Беспилотные дроны
— А можно ли ваш проект совместить с беспилотным транспортом?
— В 2015 году мы разработали сценарий создания беспилотного такси-дрона. А сейчас в Дубае, популярном курорте ОАЭ, уже запускается проект беспилотного летающего такси с дронами компании Volocopter. В 2016 году мы опубликовали сценарий moovel in a Box, это своего рода «почтовая доставка» людей в специальных кабинках вместо самолетов! И это не шутка: если почта доставляет посылки, то почему бы ей не доверить и «живой груз», обеспечив комфортный перелет? Когда мы выложили этот необычный сценарий в Facebook, люди одобрили идею — более 800 тысяч лайков! Их комментарии позволяют оценить отношение общества к такому транспорту.
— Можете ли делать масштабные прогнозы «в глобальном разрезе»?
— В 2014 году при поддержке Группы Всемирного банка по данным и Международного института прикладного системного анализа мы сделали проект Population.io, связанный с анализом демографической ситуации на планете, с полной картиной состава населения по национальному, половому и другим признакам. В нем на основе демографической статистики смоделировано социально-экономическое развитие разных государств — рост либо падение доходов людей, рождаемости и смертности…
Добавлю, что наши дизайн-проекты и сценарии прогнозируют не далекое, а ближайшее будущее и основаны на точном математическом расчете и анализе. Например, телепортация, космические полеты со сверхсветовой скоростью пока научная фантастика. Но кто знает, что будет завтра?
по материалам сайта up74.ru