Вопрос о том, лучше электронная или печатная книга, по-прежнему актуален и едва ли будет когда-то решен. Но существует и третий тип книги, исследованием которого занимаются ученые Южно-Уральского государственного университета.
Стефан Басов. «Апостол толковый» в переводе Максима Грека
Создание рукописной книги требовало большого количества времени и особого отношения мастера. Она отражает специфику мировоззрения человека той эпохи, в которую была создана. Такая книга является историческим памятником, и интерес представляет не только ее содержание, но и внешний облик. Аспирант кафедры «Теология, культура и искусство» Института социально-гуманитарных наук ЮУрГУ Екатерина Шерстобитова рассказала об особенностях художественного оформления древнерусских рукописей конца XVI — начала XVII веков.
Найдено более 30 рукописей средневековых мастеров
«В 2000-е годы сотрудником Российской государственной библиотеки (г. Москва) Т. В. Анисимовой были обнаружены новые рукописи, относящиеся к последней четверти XVI — первой трети XVII веков. Было выявлено, что они созданы тремя братьями — Стефаном, Федором и Гаврилой Басовыми. Это редкий пример, когда нам известны имена средневековых мастеров. Раньше их творчество рассматривали преимущественно как работу книгописцев, мы же исследуем именно художественное оформление. Всего насчитывается более 30 рукописей, выполненных мастерами. Метод исследования был предложен научным руководителем проекта, доктором исторических наук, доктором искусствоведения, профессором Николаем Парфентьевым. Метод структурно-элементного анализа подразумевает вычленение элементов из орнаментальных заставок, таких как шишки, плоды, листья и др., для их сопоставления с возможными образцами».
Годы жизни художников неизвестны, первое упоминание об их деятельности — 1585—1586 годы. Братья Басовы происходили из Твери, позже переехали в Москву. В Твери они формировались как художники-книгописцы, а в Москве занимались переписыванием рукописей, в том числе для знатных заказчиков, среди которых род русских промышленников Строгановых. В настоящее время книги находятся в Государственном историческом музее, Российском государственном архиве древних актов, Российской государственной библиотеке (г. Москва), Российской национальной библиотеке, Библиотеке Российской академии наук (г. Санкт-Петербург) и др.
Рукописные книги и развитие книгопечатания
Рукописи выполнены в старопечатном стиле и по времени совпадают с начальным этапом развития книгопечатания в Москве. Различные орнаментальные мотивы и элементы копировались первыми создателями печатных книг из рукописей. В то же время, мастера рукописных книг — художники-знаменщики — копировали их из печатных книг. Таким образом, между мастерами печатной и рукописной книги происходил взаимообмен.
Федор Басов. Фантастическое древо из Ирмология певческого; Гаврила Басов. Псалтырь с восследованием
«Мы пытаемся определить, что художники заимствовали, а что придумали сами. Сравнивая элементы орнаментальных заставок, мы можем говорить об уникальном авторском искусстве и о том, что было разработано на основе образца или переосмыслено, — объясняет Екатерина Шерстобитова. — Для нас особый интерес представляет именно авторское, то новое, что было привнесено. Например, часто встречаются растения, цветы, ягоды, травы, а у Федора Басова есть даже звери: он изображал крылатых львов и других фантастических существ».
Художники использовали золото и минералы
Рукописные книги, исполненные братьями Басовыми, в основном, религиозного содержания: это тексты богослужебных книг (псалтыри, евангелия, певческие стихирари и т. п.). Также среди работ художников-знаменщиков рукопись «Сказание об осаде Троице-Сергиева монастыря» (украшена и, возможно, переписана Гаврилой Басовым). Отдельные элементы орнаментальных заставок Гаврилы украшены золотом, а краски сделаны из натуральных минералов, таких как малахит, лазурит и др.
«Заставки в рукописных книгах часто нужны для того, чтобы что-то отметить: например, главу или новый раздел. Кроме того, это была внутренняя потребность художника — украсить книгу. Мы анализируем не только отдельные элементы, но и композицию орнаментальной заставки, то, как располагаются стебли, как размещены детали, чтобы определить общие и авторские приемы».
Аспирант кафедры «Теология, культура и искусство» Социально-гуманитарного института ЮУрГУ Екатерина Шерстобитова
Дальнейшие планы ученых связаны с анализом других украшений рукописей: тех, что размещены на полях, а также орнаментальных рамок и древ, созданных Федором Басовым (художник изображал на листах-фронтисписах древа с птицами, цветами и плодами). Кроме того, перспективно сравнение работ художников братьев Басовых с другими мастерами. Общая для всех традиция по-разному преломлялась знаменщиками. Исследование орнаментики позволяет увидеть, как выражал себя средневековый, часто безымянный, художник.