17 февраля в Южно-Уральском государственном университете прошел областной этап олимпиады по психологии для школьников. В 2018 году участниками стали более 350 учеников школ Челябинской области.
Областной тур олимпиады проводится в г. Челябинске с 1996 года — года основания в ЮУрГУ факультета психологии. Более 20 лет Южно-Уральский государственный университет является главным методическим центром и организатором для проведения областного этапа. Кроме ЮУрГУ организаторами областной олимпиады выступают Региональный центр оценки качества и информатизации образования г. Челябинска и Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования.
Декан факультета психологии Института социально-гуманитарных наук ЮУрГУ, доктор психологических наук, профессор Елена Солдатова поприветствовала гостей вуза, отметив, что количество участников олимпиады ежегодно увеличивается:
«Заявки на участие в олимпиаде подали 138 индивидуальных участников и 17 команд. Это говорит о том, что интерес к психологии достаточно стабилен и широк. И он не случаен: как правило, после участия в олимпиаде ребята несут интерес к психологии с собой дальше по жизни. Те навыки и знания, которые получают участники, безусловно, пригодятся им в будущем при поступлении, при обучении, при выборе работы и во многом другом».
Среди членов жюри представители нескольких высших учебных заведений г. Челябинска: доцент кафедры «Психология развития и возрастного консультирования» ЮУрГУ Галина Захарова, доцент кафедры «Безопасность и жизнедеятельность» УралГУФК Алевтина Рендикова, доцент кафедры «Психология» ЧелГУ Ирина Пономарева, а также доцент кафедры «Педагогика и психология» ЧППКРО Елена Селиванова и др.
Областной этап состоит из командного и индивидуального конкурсов, участие в которых принимают ученики с 7 по 11 класс. Тема олимпиады в 2018 году — «Психология конфликта». В предшествующие годы школьники работали с такими темами, как «Психология семейных отношений», «Юность. В поисках идентичности, ценностей, смыслов» и др.
«Темой школьного этапа олимпиады также была «Психология конфликта», и задания были разнообразными и познавательными. Мне очень нравится командная работа. Это интересно, потому что каждый из нас дополняет друг друга, мы должны работать как единое целое. У каждого свой опыт и знания, свое видение определенной проблемы. Это замечательная возможность попробовать свои силы в командной работе и познакомиться с интересными людьми», — рассказывает ученица 11 класса Анна Ахмадиева.
Командам и участникам индивидуального тура предстояло выполнить 3 задания, каждое из которых рассчитано на выявление теоретических знаний или практических навыков в психологии. Задания командного конкурса: создание коллажа, кроссворда и инсценировка, включающая в себя решение определенной ситуационной задачи. Индивидуальный тур состоит из следующих этапов: тест (на выявление теоретической компетентности в области психологии конфликтов), психологический анализ видеосюжета и деловая игра, в которой участники должны были продемонстрировать организаторские способности, умение слушать и другие коммуникативные способности.
«Такие задания, как коллаж, связаны с экспертными навыками. Инсценировка также предполагает их использование. Ребята должны будут идентифицировать проблему, которая спрятана в их задаче, и, продемонстрировав эту ситуацию, показать способы ее решения. Здесь они демонстрируют и практические, и экспертные навыки, — отмечает доцент кафедры «Психология развития и возрастное консультирование» Социально-гуманитарного института ЮУрГУ Елена Гудкова. — Кроме того, эта замечательная возможность проявить себя в творчестве. Так, команды даже шьют себе костюмы».
Участие в олимпиаде позволяет будущим абитуриентам не только освоить значительный объем теоретических знаний в психологии, повысить собственную психологическую грамотность и сформировать навыки эффективного общения. Кроме того, победители и призеры олимпиады будут награждены дипломами и смогут претендовать на получение дополнительных баллов при поступлении в образовательные учреждения Челябинской области.