12 февраля в Минобрнауки России состоялось заседание Совета Минобрнауки России по вопросам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Заседание провела заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Т.Ю. Синюгина.
Т.Ю. Синюгина подчеркнула, что создание условий для получения образования, воспитания, реабилитации детьми с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья остаётся приоритетной деятельностью для Минобрнауки России. Заместитель Министра информировала о результатах работы по данному направлению.
«С 2016 года в дошкольных образовательных организациях увеличилась почти на 8 тысяч численность детей, которые имеют возможность получать в том числе и дошкольное образование в условиях инклюзии. Сегодня 470 тысяч воспитанников у нас получают дошкольное образование внутри системы. За два последних года обучающихся с инвалидностью в инклюзивных классах стало почти на 9,5 тысяч больше», – сообщила Т.Ю. Синюгина.
Татьяна Юрьевна пояснила, что важное значение имеет не только количество получающих образование детей с инвалидностью и ОВЗ, «очень важно, чтобы дети получали действительно качественное образование наравне со своими сверстниками».
«Создание таких условий, когда мы говорим об эффективности, о качестве образования в условиях инклюзии, является одним из приоритетов, причём не только на уровне общего, но и на уровне профессионального образования», – сказала Т.Ю. Синюгина.
Татьяна Юрьевна отметила, что 2017 год «стал годом становления» для созданных на базе вузов сети ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (РУМЦ). В 2018 году сеть РУМЦ будет увеличиваться.
Подробнее о развитии РУМЦ на заседании рассказал директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России А.Б. Соболев. Он уточнил, что в 2017 году на базе подведомственных Минобрнауки России вузов было создано 13 РУМЦ. За каждым РУМЦ закреплена «территория ответственности» - перечень субъектов Российской Федерации, на территории которых РУМЦ организует деятельность по повышению доступности высшего образования для лиц с инвалидностью.
А.Б. Соболев сообщил, что в рамках сетевого взаимодействия по вопросам повышения доступности и качества высшего образования для лиц с инвалидностью заключены соглашения с 190 вузами.
Об участии федеральных ресурсных центров (ФРЦ) в вопросах образования лиц с ОВЗ и инвалидов рассказал директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России Е.А. Сильянов. Он пояснил, что основными задачами деятельности ФРЦ являются обобщение, внедрение и распространение современных технологий и опыта воспитания и обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью, а также экспертное, информационное, консультационно-методическое сопровождение субъектов РФ в развитии региональных систем помощи лицам с ОВЗ и инвалидностью.
Участники заседания также обсудили необходимость внесения изменений в положение о психолого-медико-педагогической комиссии, а также деятельность ФРЦ комплексного сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и зрения.
Также был утверждён состав рабочих групп при Совете Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов и план работы Совета на 2018 год.
Справочно
В рамках реализации Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда на 2011 – 2020 годы», утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. № 1297, в целях повышения эффективности системы сопровождения деятельности вузов по обучению инвалидов создана сеть ресурсных учебно-методических центров по обучению лиц с инвалидностью. В системе высшего образования РУМЦ выступают в роли ресурса, который вузы могут использовать для повышения доступности и качества обучения лиц с инвалидностью.