Что делает человека более конкурентоспособным и выносливым? Поиском ответа на этот вопрос занимаются ученые Южно-Уральского государственного университета. Исследование психологов Социально-гуманитарного института и Высшей медико-биологической школы ЮУрГУ позволит определять ресурсы стрессоустойчивости, а также прогнозировать и разрабатывать оптимальные стратегии поведения.
Проектная деятельность и стресс: исследование в условиях неопределенности
«Стрессоустойчивость в проектной деятельности: психофизиологические ресурсы и математические модели» — междисциплинарное научное исследование, отмеченное грантом конкурса «Начало большой науки», который проводится в рамках Проекта 5-100. О перспективах предложенного метода изучения человеческих ресурсов в состоянии стресса рассказала автор научного проекта, старший преподаватель кафедры «Психология развития и возрастное консультирование», научный сотрудник лаборатории «Психология и психофизиология стрессоустойчивости и креативности» ВМБШ Юлия Дмитриева.
Фото: Экспресс-диагностика активации полушарий головного мозга
«Исследование молекулярных механизмов развития хронического эмоционального стресса — приоритетная область исследования на сегодняшний день, и наш проект реализуется в рамках данной области. Наша цель — изучение психофизиологических ресурсов стрессоустойчивости, выявление ресурсов человека в условиях неопределенности, напряженности деятельности, одним из видов которой является проектная деятельность. Нами была использована модель проектной деятельности, включающая 3 этапа, являющихся потенциально стрессогенными для его участников. На первом этапе человек находится в состоянии неопределенности, так как ему необходимо выбрать условия, соотнести свои возможности и запросы работодателя или заказчика. Второй этап — это представление самого проекта, на третьем этапе оглашаются его итоги».
В результате была разработана модель исследования ресурсов стрессоустойчивости человека. Студентам предлагалось сдать экзамен в формате научного проекта. На первом этапе они самостоятельно выбирали условия, срок реализации, тему проекта и т. д. По истечении определенного времени они представляли результаты. В настоящий момент в исследовании приняли участие более 60 студентов разных специальностей.
Свобода выбора — одна из самых стрессогенных ситуаций
«Для исследования психофизиологических ресурсов стрессоустойчивости нами используется прибор комплексной аппаратурной диагностики — активациометр Ю. Цагарелли. Он позволяет диагностировать активацию полушарий головного мозга, асимметрию левого и правого полушарий. Студенту достаточно приложить руки к электродам, устройство считывает необходимую информацию на основании кожно-гальванической реакции. Примерно у трети участников зафиксированы большие скачки на одном из трех этапов. Например, наиболее часто реакцию стресса вызывают ситуации неопределенности, наличие свободы выбора», — отмечает Юлия Александровна.
Применение математического аппарата позволит предсказывать реакцию человека, определять, насколько он будет справляться со стрессогенными событиями на разных этапах проектной деятельности. Главной задачей ученых является диагностика внутренних, личностных, психофизиологических ресурсов человека, что, в свою очередь, позволит разрабатывать модели динамики ресурсов человека и оптимальные стратегии поведения при реализации проектной деятельности.
Фото: Активациометр Ю. Цагарелли
Математический прогноз: как изменятся ресурсы человека?
«В основе нашего исследования — соединение методов диагностики разных уровней ресурсов (психофизиологического, личностного, социально-психологического, социокультурного) и методов математического моделирования. На основании психологических методик можно определить, какими в настоящее время человек обладает ресурсами. Но неясно, сохранятся ли они через полгода или год, есть ли у человека какие-то скрытые возможности и как он будет вести себя в стрессовой ситуации. Для того, чтобы ответить на эти вопросы, необходимо исследование в условиях стресса, в реальной проектной деятельности, а также использование методов математического моделирования для прогнозирования динамики психофизиологических ресурсов человека».
Результаты исследования могут быть использованы в проектном менеджменте, в проектной деятельности за рамками учебного процесса. Кроме того, это дает возможность анализировать индивидуальные ресурсы конкретного человека, что в дальнейшем может найти применение в консультировании и в преподавательской деятельности. В настоящее время по теме исследования опубликованы 2 научные статьи, индексируемые в базах данных Scopus и Web of Science, а также монография. Будущие планы команды ученых связаны с проведением междисциплинарных исследований на стыке математики, физики и психологии, а также с расширением существующей базы данных.