В том, что электронное обучение получит статус высококачественного образования, еще относительно недавно были уверены лишь единицы. Однако сегодня уже никого не удивляет, что интернет — это отличный инструмент для получения профессионального образования или повышения квалификации. Это шанс обучаться в престижном вузе, избавив себя от порой затратных переездов и проблем проживания в другом городе, это возможность совмещать работу и учебу, свобода в выборе количества времени, которое стоит потратить на выполнение знаний.
Что предлагает Южно-Уральский государственный университет в области дистанционного обучения? Каковы тенденции развития электронного обучения в вузе? На эти и другие вопросы отвечает кандидат экономических наук, директор Института открытого и дистанционного образования ЮУрГУ Александр Демин.
– Александр Алексеевич, Институт открытого и дистанционного образования (ИОДО) осуществляет обучение студентов в дистанционном режиме с 2003 года. Какие существенные изменения произошли за это время?
— Наверное, самое главное – это изменение отношения людей к дистанционному обучению: от полного его неприятия до закрепления на законодательном уровне государства и признания ДО как одной из основных тенденций развития мирового образования. Что касается дистанционного образования в ЮУрГУ, то это, безусловно, рост профессионализма людей, которые сегодня осуществляют методическую и техническую поддержку, это совершенно иного качества программное и аппаратное сопровождение ДО, это значительное увеличение числа желающих обучаться и обучать дистанционно, это расширение географии удаленных студентов. Сегодня, например, в ИОДО есть студенты из Челябинска и Челябинской области, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов, Амурской области, Екатеринбурга, Республики Башкортастан, Москвы и Московской области, Казахстана, Таджикистана, Азербайджана, Узбекистана, Монголии, Турции, Катара, США, Кипра и др.
– Каковы приоритетные направления деятельности Института на данный момент?
— Условно я бы выделил три направления. Первое — это дистанционное обучение студентов и преподавателей. Я не случайно включил и преподавателей, поскольку качество учебной программы напрямую связано с человеком, который ее составлял. Способ доставки (в нашем случае цифровой) по большому счету не имеет значения, хотя особенности в ДО есть. Чем более популярным становится электронное обучение, тем больше конкуренция среди преподавателей и профессоров. Это значит, что им придется прикладывать дополнительные усилия, чтобы заинтересовать студента. Именно поэтому в ИОДО разработаны и программы переподготовки, повышения квалификации, реализованные полностью в онлайн-формате. (Вся информация о курсах дополнительного образования представлена в специальном разделе «Курсы и ресурсы».
Второе направление — создание условий, способствующих изменению существующих образовательных моделей на основе онлайн-технологий. Интернет-классами по-прежнему управляют реальные люди. И чтобы они могли воспользоваться новыми инструментами и внедрять педагогические подходы, опирающиеся на возможности онлайн-технологий, проводятся мастер-классы, круглые столы, конференции. Постоянно ведется работа по обновлению программного и аппаратного обеспечения. При организации деятельности в этом направлении мы принимаем во внимание, что дистанционное обучение — это идеальный вариант для людей с ограниченными возможностями здоровья.
Третье направление — это мониторинг и исследования в области онлайн-обучения, участие в проектах. Мы используем различные модели онлайн-образования: дистанционное и смешанное, обучение в сопровождении тьюторов. Следим за тенденциями развития и пытаемся держать в курсе событий наших коллег.
– Есть ли нововведения в системе дистанционного обучения?
— Это сфера, которая развивается стремительно. Традиционному образованию постоянно приходится идти на изменения, порой радикальные. Сегодня, например, активно обсуждаются стратегии по созданию образовательных программ с учетом запроса на кадры от работодателя. Одно из решений этой задачи — разработка технологии создания кастомизированных курсов. Новым словом в образовании стали массовые открытые онлайн-курсы (МООК). Сегодня нет идеальных образцов этих продуктов, и ИОДО берет на себя смелость быть первопроходцами в этих областях.
Что касается обучения студентов, то они, на мой взгляд, тоже находятся на самых передовых рубежах образования. Обучаясь, они остаются активными участниками рынка труда, поэтому оперативно могут применять на практике новейшие инструменты в профессиональной деятельности. Они могут общаться с людьми, которых никогда бы не встретили в аудитории. Вы только представьте: на портале «Электронный ЮУрГУ 2.0» зарегистрировано 9 498 активных пользователей. В виртуальной среде завязываются контакты, обеспечивающие долгосрочное сотрудничество. Ведь наши студенты чаще всего трудятся в сфере деятельности, связанной с получаемой профессией.
– На сайте ИОДО предлагаются курсы для самоподготовки студентов. Что они могут дать студенту?
— В жизни всегда есть ситуации, когда студент в силу определенных причин (болезнь, перевод и т. д.) не смог вовремя закрыть сессию. В этом случае независимо от того, на каком факультете он обучается, он может пройти курсы самоподготовки и в конечном итоге получить зачет или экзамен через протокол, выдаваемый студенту по завершении обучения. Вся информация о курсах cамоподготовки студента «Курсы и ресурсы»
– Не является ли это просто лазейкой для двоечников?
— Я бы сказал, что это шанс заполнить пробелы в знаниях. Если Вы имеете в виду, что курсы лишены контроля со стороны преподавателя, то как нельзя лучше иллюстрирует ситуацию поговорка: «Вы можете привести лошадь к воде, но вы не можете заставить ее пить». Иными словами, если человек не заинтересован в получении знаний, ему все равно, наблюдает за его работой преподаватель или нет. Он просто не учится при любом формате обучения.
Не упускайте возможности, которые предоставляет сегодня дистанционное обучение, и приходите учиться к нам, в Институт открытого и дистанционного образования ЮУрГУ.