Технологии «Индустрии 4.0» с каждым днем входят в нашу жизнь. Математическое моделирование изделий машиностроения и технологических процессов их изготовления находит поддержку на высоком государственном уровне. Так, 20 июля в Министерстве промышленности и торговли России состоялось заседание по разработке и реализации дорожной карты «Технет» Национальной технологической инициативы, нацеленной на создание условий для глобального технологического лидерства России к 2035 году.
Главной темой заседания стало обсуждение проектных заявок, поданных в Минпромторг, на предмет возможности включения их в реестр Национальной технологической инициативы для дальнейшего финансирования. Наряду с другими заявками, на заседании был рассмотрен проект ЮУрГУ в партнерстве с лидером отечественного автомобилестроения ПАО «КАМАЗ».
Проект, инициированный Центром компьютерного инжиниринга ЮУрГУ, посвящен разработке цифровой платформы для проектирования грузовых автомобилей будущего, а именно магистрального седельного тягача премиум класса.
Актуальность разработки вызвана тем, что для решения задач импортозамещения, удовлетворения спроса на магистральные седельные тягачи и вывода на рынок российских энергоэффективных машин премиум-класса требуется значительно снизить их стоимость, увеличив при этом скорость разработки и производства. Проблема действительно актуальна, так как сейчас в данном сегменте рынка не представлено ни одной отечественной машины.
Вместе с тем, для традиционных методов проектирования характерны высокая стоимость прототипов и натурных испытаний, большое число циклов разработки и другие ограничения. На решение этих проблем и нацелен проект ЦКИ в рамках создания «Фабрики будущего». Одним из основных элементов «Фабрики» является цифровая платформа, объединяющая все стадии проектирования за счет цифрового макетирования, расчетных моделей высокой степени адекватности, многокритериальной оптимизации и виртуальных испытаний. Это позволяет значительно повысить конкурентоспособность отечественных автомобилей.
В рамках проекта планируется создать цифровую «экосистему», обеспечивающую разработку, проектирование и многопараметрическую оптимизацию в единой информационной среде ПАО «КАМАЗ» и Центра компьютерного инжиниринга ЮУрГУ основных систем, узлов и агрегатов best-in-class энергоэффективных магистральных тягачей премиум-класса.
По итогам обсуждения рабочая группа отобрала шесть новых проектов, в число которых вошел и проект Центра компьютерного инжиниринга ЮУрГУ. Было принято решение назначить экспертов для оценки проектов и последующего включения в реестр проектов Национальной технологической инициативы Министерства промышленности и торговли РФ.
Статья подготовлена с использованием материалов Центра компьютерного инжиниринга СПбПУ и Минпромторга России